Что творится с российским кинематографом?


  Что творится с российским кинематографом?

Последнее время я стал бояться фраз «хороший фильм», наверно, потому, что посмотрел два «самых лучших» фильма.

То, что с российским кинематографом не все в порядке задумываются многие, обращая внимание не только на выходящие в прокат российские фильмы, но и смотря ТВ. Современные фильмы полностью оторваны от реальности. Если в советском кино показывали чем живет народ, что его волнует и к чему нужно стремиться, то российское — это жалкая пародия на западные, наполненные криминалом, часто с «праведной» местью и мордобоем. Вспомните, какие современные российские фильмы вы захотите посмотреть второй, третий раз подряд? В лучшем случае единицы. Большинство из снимаемых фильмов — одноразовые, и то при условии, что хватит терпения досмотреть до конца.

Девять из десяти фильмов в прокате не окупаются, да не все еще снятое кино в прокат выставляют. Успехи в 2010 году у российских фильмов, которые себя окупили: комедии «Наша Russia: Яйца судьбы» (22,2 млн долларов сборов), «О чём говорят мужчины» (12 млн долларов), «Любовь в большом городе-2» (10 млн долларов), а также блокбастеры «Чёрная молния» (19,7 млн долларов) и «Кандагар» (14,8 млн долларов).

«Самый дорогой фильм в истории российского кино» — фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем 2: Предстояние», бюджет которого составил почти 55 млн долларов, собрал за три недели проката только 7 млн долларов. Даже на первой неделе проката фильм шел в полупустых залах и собрал всего лишь 3 млн долларов, сумма ничтожная, учитывая рекордный тираж — 1018 копий. Валерий Кичин писал о фильме в «Российской газете»: «Бабочка, мохнатый шмель, какающий фашист, макание Сталина в крем, ключ от минской квартиры на танковой гусенице, орущие человеческие обрубки и фронтовой стриптиз Нади Михалковой — эти немногие аттракционы фильма описаны во всех отзывах первых зрителей, посетивших кремлевскую премьеру. А больше там ничего нет. Это главный шок картины: нет ровно ничего, о чем можно было бы говорить всерьез».

На большинство российских фильмов можно написать похожий отзыв. И это не потому, что критика необоснованно плохая, плохое положение во всем современном российском кинематографе.

Есть, конечно, и хорошая критика, она появляется рядом с описанием фильма или трейлером. Эта критика куплена на рекламные деньги и являются своеобразной рекламой, как и показы в новостях на федеральных каналах (только при спонсорстве этого канала или с участием канала в съемках фильма). Тогда показывают, как выходят счастливые зрители из залов (по правилу рекламы зритель обязательно должен быть счастлив) и рассказывают о незабываемом фильме, о ярчайших чувствах пережитого (это тоже обязательный элемент рекламы), о желании посмотреть его еще раз и советуют сходить на
25fb
него. Обращать внимание на такие высказывания, даже известных людей, не стоит, так как они не отображают собственное мнение и являются лишь рекламой. Часто разочарование наступает после просмотра фильма, недоверие придет к мнению критиков быстро и надолго. Лучше всего доверять отзывам простых зрителей, тем кто уже посмотрел, чуть выждав после начала проката. Соотношение негативных и позитивных отзывов позволит предварительно «оценить» фильм и решить ходить на него или нет.

Как-то встретил рекламу в метро, наклеенную на стену внутри вагона. Безумно счастливая женщина катит поломоечную машину, улыбается, лучше сказать радуется жизни и своему положению. А на плакате надпись, сообщающая, что требуются уборщицы станций за 12 000 рублей в месяц. Что-то я не видел ни одной такой осчастливленной на станции, сколько не заглядывал им в лица.

Так что же в наших фильмах не так? Чем не интересны и не привлекают к себе зрителей? Невыразительная игра актеров и не актеров, а просто артистов эстрады, пошлые или глупые шутки, содранные сценарии в одних фильмах и пустота в других, отсутствие сюжетной линии, предсказуемость развития действий после первых 10-15 минут фильма.

Если взять, например, российские блокбастеры, то в них огромное количество плагиата с голливудских фильмов и неинтересный сценарий. Боевики с тупым и одинаковым предсказуемым сюжетом, серые и ничем не выделяющиеся.

Фильмы на патриотическую тематику, можно охарактеризовать, как произведение на тему Российской истории, бессмысленное и беспощадное. Сама история плохо просматривается в сюжетной линии. То ли режиссеры учебник истории не читают, то ли вольная трактовка с использованием призывов к патриотизму и с режиссерской выдумкой. Как было замечено на просторах Интернета: «В состав борща входит квасной патриотизм, много пафоса, четкое деление на Добро и Зло, глубокий моральный посыл».

Если посмотреть кинокомедии, то можно заметить на сколько они жалкие и убогие, с пошлым, тупым юмором. Да, сейчас не то время, когда снимали «Бриллиантовую руку», «Приключения Шурика» или «Иван Васильевич меняет профессию», но все же хотелось бы увидеть комедию на неплохом уровне, которую хотелось бы пересмотреть еще раз.

А как же фильмы про производство? Сколько отличнейших фильмов было выпущено в советское время! Хотелось бы увидеть что-то подобное с нынешними особенностями, но… «Поскольку производства в России нет, то повествуют они о нелёгкой судьбе бандитов, проституток, ментов, гопников, банкиров, ФСБ-шников. Зачастую персонажи по ходу фильма переходят из одной категории в другую».

Чернуху и фильмы про «бухло» хочется оставить без комментариев.

Нет, хорошие фильмы в России тоже есть, их тоже снимают, только они очень редки, и прежде чем найти, нужно очень много пересмотреть низкосортных произведений.

Другая сторона кинематографа — программы на телевидении. Но это отдельная тема и отмечу только, что на ТВ происходит нарочитое выпячивание уродливых явлений и нелицеприятных сторон современной жизни: преступность, разврат, скотское отношение людей друг к другу, продажность официальных лиц, культ денег и прочее. Причём эти явления представляются, как важная, неотъемлемая и само собой разумеющаяся часть жизни. Особенно в этом преуспевает канал НТВ.

Почем такие плохие фильмы? Режиссеры выродились да актеры бездарны? Как пишут в СМИ, все происходит оттого, что за выделенные деньги из бюджета никто ответственности не несет. Какой фильм получился, будут ли его смотреть, да и вообще, сколько на него потратили.

Совсем недавно ввели «налог на болванки», который будет собирать РСП во главе с Михалковым в виде 1% от стоимости товара с импортеров техники и дисков. Все, что может воспроизводить и копировать видео и звуки: флешки и диски, персональные компьютеры, телевизоры, аудио- и видеосистемы, камеры, мобильные и даже стационарные телефоны, — все, будет облагаться этим налогом. Часть из этих денег должна тратиться на деятельность союза РСП, часть пойдет в фонд поддержки кино, остальное — правообладателям: авторам музыки и кино, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений.

Таким образом, получится, что деньги с граждан будут собраны, из бюджета средства выделены, негодные к просмотру фильмы сняты и забыты на полках хранилищ или провалены в прокате? Но кино это ведь еще и идеология! На кино и ТВ воспитывается молодое поколение, пожилые находят утешение. Лучше тогда сразу ввести доплату всем жителям России, тем, кто не смотрит российское кино и ТВ. А выплаты назвать «За понимание и порядочность».

Но есть решение, которое должно заинтересовать снимать хорошие фильмы с участием бюджетных средств. Здесь можно воспользоваться идеями из законодательства о выборах.

Сейчас партии, не набравшие более 3 процентов голосов на выборах в парламент, обязаны возместить затраты государственных СМИ на их предвыборную рекламу, бесплатно размещавшуюся в ходе предвыборной кампании. Таким же образом нужно поступить и кинопроизводстве. Деньги, потраченные из бюджета на фильм, который не окупил себя в прокате, должны быть возвращены обратно. Если же фильм получился удачным — деньги в бюджет возвращать не нужно, они являются стимулирующими средствами для кинопроизводителя.