Волки придумали рабочий день овец: о "трудовой" реформе


  Волки придумали рабочий день овец: о  "трудовой" реформе

Фридрих Ницше писал, что человек, который тратит на зарабатывание денег больше третьей части суток, является, по сути, рабом. Еще из школьной программы мы знаем, что рабовладение оказалось бесперспективным, что хозяйства, построенные на рабском труде, не сумели конкурировать с феодальными, а рабовладельческие государства деградировали, пришли в упадок и были сметены соседями.

Но, похоже, что члены РСПП, предлагающие ввести 60-часовую рабочую неделю, в школе уроки истории прогуливали.

Напомним, Российский союз промышленников и предпринимателей в начале ноября выступил с инициативой введения поправок в Трудовой кодекс, направленных на то, чтобы «разрешить» россиянам работать по 60 часов в неделю. Один из авторов поправок, председатель комитета по рынку труда и кадровым стратегиям РСПП, президент группы «Онэксим» Михаил Прохоров полагает, что в эпоху модернизации изменения в Трудовом кодексе РФ необходимы, особенно если учитывать, что производительность труда в России в 4-6 раз ниже, чем в развитых странах. По его мнению, Трудовой кодекс надо менять «не в пользу работника или работодателя: должен быть баланс интересов труда и капитала, и этот баланс надо обсуждать». Самой главной поправкой в трудовое законодательство, по словам Прохорова, должно стать повсеместное введение срочных трудовых договоров.

Исходя из опыта последних десятилетий, нетрудно понять, что «обсуждение баланса интересов труда и капитала» выльется в обсуждения баланса интересов волков и овец в отсутствие пастухов и овчарок. А «разрешение» работать 60 часов в неделю, закрепленное в Трудовом кодексе, будет означать, что те, кто не пожелает «добровольно» трудиться по 12 часов в день, окажутся на улице.

Такой точки зрения, в частности, придерживается председатель комитета ГД РФ по труду и социальной политике Андрей Исаев, который заметил, что если сейчас работнику дано право на дополнительную работу, то предложение РСПП о 60-часовой рабочей неделе даст возможность его к этому принудить. Против предложения Прохорова выступил и председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук.

А в министерстве здравоохранения и социального развития РФ утверждают, что предлагаемая РСПП идея введения 60-часовой рабочей недели в России в случае ее реализации грозит резким увеличением уровня смертности на производстве в ряде отраслей. «По отдельным производствам наличие 60-часовой рабочей недели просто невозможно, поскольку это привело бы к колоссальной смертности», — заявил замглавы ведомства Александр Сафонов. Он подчеркнул, что особый риск подобной идеи имеет для таких отраслей, как транспорт. «Если водитель работает не 8 часов, а 15 или
20eb
18, то наступает физическая усталость и он заведет автобус не туда, куда нужно», — пояснил замминистра. «Честно говоря, я не совсем понимаю, чего в рамках своих предложений хочет добиться РСПП», — отметил он.

При этом Сафонов напомнил, что все вопросы сверхурочной работы уже урегулированы в российском трудовом законодательстве и их решение возможно исключительно на основе обоюдного согласия сторон — работника и работодателя. «Если работник не хочет работать дополнительно (работа сверхурочная), то вы не имеете право его заставить», — указал замглавы Минздравсоцразвития. Он высказал мнение, что эффективность производства должна повышаться не за счет увеличения часов работы, а посредством внедрения новых технологий и инноваций.

С осуждением инициативы РСПП выступили и представители Русской Православной Церкви. 20 ноября 2010 на первом совместном заседании Центра социально-консервативной политики и экспертного совета «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси на тему «Этические аспекты труда и занятости» председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что рынок труда должен быть цивилизованным с точки зрения отношения к человеку труда.

Чаплин призвал к развитию дискуссии об основах общественного устройства России, в том числе об идейном и практическом наполнении понятия «социальное государство». «Для того чтобы экономика и государство были успешными, — сказал отец Всеволод, — нужно закрепить в праве и в национальной идее заботу о человеке. Причем не только на уровне повышения доли зарплаты в расходах предприятий, которая у нас гораздо ниже, чем на Западе, при одинаковых ценах. Нужно позаботиться о том, чтобы люди имели возможность интеллектуального роста, полноценного отдыха, духовного развития, воспитания детей. Без этого у народа, а значит и у экономики, нет будущего».

Выступавший подчеркнул важность ответственности власти и бизнеса перед обществом за политику, проводимую по отношению к трудящемуся человеку. По его словам, если человек «только работает, не имеет времени для молитвы, для чтения, культуры, семьи, размышлений, то он очень быстро духовно оскудевает и разрушается как личность».

Священник напомнил, что в православной традиции есть целый пласт учения о труде, о том, какой труд угоден Богу, как должны реализовываться при отношениях, связанных с трудом, Божии заповеди: «Многие нормы социальной этики, которые были в ходу даже в советское время, восходят к Священному Писанию. Например, фразу «не трудящийся да не ест» (см. 2 Фес. 3,10), придумали не коммунисты».

Отец Всеволод также отметил, что необходимо проявлять большую заботу о человеке труда, чем это было в последние 20 лет. И речь идет не только о заработной плате, хотя это, безусловно, важно. Необходимо, чтобы труд был в почете на уровне СМИ, политики, культуры, общественной дискуссии. По словам священника, очень важен цивилизованный рынок труда. «Государство и генералы нашего бизнеса должны ориентировать людей на другую культуру, которая позволяет сохранить и приумножить человеческий потенциал страны. То есть в конечном итоге это польза для самого бизнеса. Если мы не будем сохранять собственный народ, то не достигнем успеха в экономике. Рассчитывать исключительно на мигрантов было бы опрометчиво», — сказал протоиерей Всеволод Чаплин.

Но, к сожалению, Церковь и представители олигархического капитала говорят сегодня на разных языках. Предложения РСПП, а также ряд высказываний самого г-на Прохорова говорят о том, что они ориентированы на получение максимально возможных сверхприбылей, здесь и сейчас, причем с минимальными вложениями, а там «после нас хоть потоп». Человеку с психологией временщика, халифа на час, нет дела до будущего страны, до того, что он оставит следующим поколениям. Но дело в том, что, учитывая динамику нашей жизни, вполне вероятно, что пожинать бурю придется самим сеятелям ветра, а не их внукам или детям.