Реабилитационный центр для детей с ДЦП в Саткинском районе

У южноуральских детей, страдающих ДЦП, появился еще один шанс справиться с недугом: с января в Сатке работает центр реабилитации с различными поражениями центральной и периферической нервной системы. Пока мощности центра небольшие: за шесть с небольшим месяцев он помог 24 ребятишкам, но останавливаться на достигнутом врачи не собираются.

«В районе уже не первый год действует целевая программа «Здоровые дети», в рамках которой мы отправляли детей, больных ДЦП, в Санкт-Петербург, в реабилитационный центр Геннадия Романова, — говорит начальник управления здравоохранения Саткинского района Александр Гущин. — Лечение в центре Романова бесплатное, мы оплачивали лишь проезд, питание и проживание семьей в Санкт-Петербурге, а это довольно большие затраты. Но поскольку результаты поездок оказались довольно обнадеживающими, мы и решили открыть такой же центр в нашем городе, обучить специалистов и проводить реабилитацию детей района, что называется, по месту жительства».

Центр был организован на базе медико-профилактического центра, где было выделено помещение для работы с детьми, закуплено оборудование и тренажеры, составлен график работы. «Трех специалистов мы отправляли на обучение в Санкт-Петербург, и пока они там постигали все премудрости методики, мы подготавливали все необходимое для работы, — вспоминает директор медико-профилактического центра Олег Чирков. — Как только наши ребята вернулись, мы начали отбор детей на первый курс реабилитации». Первый блин, как водится, вышел комом. Из двенадцати семей, прошедших отбор, четыре сошли с дистанции в самом начале. «Методика основана не просто на выполнении каких-то упражнений, а на изменении состояния ребенка, имеющего повреждения центральной нервной системы, — поясняет основатель методики, профессор Геннадий Романов. — Для достижения результатов необходим ежедневный труд всех участников процесса: врача, ребенка и родителей. Если какое-то звено выпадает, результат достигнут не будет».

Те же, кто дошел до конца, показали этот результат: дети, которые не могли держать голову, после трехмесячного курса реабилитации ее держат, те, кто не мог сидеть — сидят самостоятельно, кто не мог ходить — уходят из центра на своих двоих. Самое главное в этом — начать реабилитацию как можно раньше, пока суставы ребенка еще подвижны. Именно потому результатов быстрее всего достигают дети раннего возраста. «Грише был год, когда мы привезли его в саткинский центр реабилитации, — рассказывает мама мальчика Вера Шпинькова. — Он не держал головку, не двигал ручками и ножками, даже глазами не следил за предметами. Было ощущение, что его ничто не интересовало. Мы начали активно работать по методике Романова, и уже через полтора месяца Гриша с любопытством стал разглядывать людей, держать голову и даже стоять с поддержкой».

Таких историй Олег Чирков и его команда реабилитологов может рассказать не один десяток: из 24 пациентов, прошедших через центр в Сатке, у 18 результаты превзошли ожидания не только родителей, но и врачей. Есть, правда, и случаи, когда пациенты отказывались от лечения. «Это наглядный пример инвалидизации сознания не только ребенка, но и родителей, — комментирует ситуацию Олег Чирков. — Когда мама начинает считать своего ребенка инвалидом, он сам быстро привыкает к этой мысли и начинает жить в новой роли. С годами это сознание крепнет, и его трудно переломить».

Однако возраст не помеха методике. В практике Геннадия Николаевича были пациенты, обратившиеся к нему и в 25, и в 35 лет. И все они добивались хороших результатов.

«При этом важно понимать, что мы не излечиваем ДЦП, — подчеркивает реабилитолог Наталья Евсеева. — Мы изменяем состояние организма ребенка, заставляя его функционировать согласно возрастному критерию». Повысить качество жизни детей, вернуть в общество полноценного его члена — вот главная задача реабилитационного курса, в который входит ежедневный массаж, гимнастика для мышц и суставов, рефлексотерапия, иппотерапия, звукотерапия и так далее.

«К сожалению, транслировать методику Романова в другие реабилитационные центры мы не можем, поскольку муниципалитеты должны решать, нужно им это или нет, — замминистра здравоохранения Челябинской области Елена Кабанова. — Но если какой-то из реабилитационных центров захочет пойти по стопам Сатки, обучить своих специалистов и работать по данной методике, мы препятствовать не будем, потому что на сегодняшний день в такой помощи нуждаются 1300 детей области». Сейчас в планах саткинского центра — увеличивать его мощности. Олег Чирков намерен отправить на обучение еще нескольких специалистов, приобрести более сложные тренажеры, решить вопрос с проживанием иногородних, чтобы реабилитацию могли проходить не по десять человек за один курс, а в два раза больше.