5 мая отмечается Международный день борьбы за права инвалидов. Люди с ограниченными возможностями так или иначе могут столкнуться со множеством проблем, поскольку им труднее получить диплом или даже аттестат, начать работать и даже побывать в магазине. Столь печальная условная статистика везде, от Сомали до Норвегии, то есть, независимо от того, насколько страна хорошо развита и какие у неё законы. Между тем, по итоговым подсчётам, количество людей, которые страдают от той или иной формы инвалидности, уже превысило один миллиард, а это целых 15 процентов от числа людей всей нашей планеты Земли.
Помимо этого, число инвалидов постепенно возрастает, едва ли не с каждым днём, и, что крайне печалит, многие дети сразу же рождаются с болезнями, характеризующими инвалидности, или же приобретают таковые в раннем детстве. Что же можно сказать о нашем государстве? Какое положение дел в плане законодательства в России, касающегося таковых? Есть ряд законов, имеющих вес и в России, и в мире.
Так, в 2008 году была ратифицирована Конвенция о правах инвалидов ООН, где прописывалось то, что людям с ограниченными возможностями будут предоставляться все услуги, ликвидируют дискриминацию по инвалидности и так далее. Подписали эту Конвенцию и в России. Помимо этого, раньше, 20 декабря 1993 года, приняли в ООН на Асамблее «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», что тоже весомо на территории РФ. Именно в России права людей с ограниченными возможностями прежде всего регулируются 39 статьёй Конституции страны, в которой указывается, что каждый гражданин гарантированно обретёт социальное обеспечение по возрасту, из-за болезненного состояния организма, инвалидности, при утрате кормильцев в семье и прочее.
Так что можно отметить следующее: государство точно стремится обеспечить всех инвалидов равными правами с прочими гражданами. Что касается практической реализации прав людей с ограниченными возможностями проявилась в ряде постановлений. Так, с апреля 2008 года был принят документ, который подразумевал то, что инвалидам будут предоставлять разные необходимые приспособления. Тогда же приняли и документ №247, который предусматривал вероятность установить группу инвалидности без нужды указывания сроков нового освидетельствования, если будет отсутствовать положительный результат предыдущей попытки реабилитировать состояние здоровья.
Также права инвалидов регламентируют статьи Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ». В первую очередь, там определяют, кого признавать инвалидом, для чего должна проводится медико-социальная экспертиза Федеральным бюро таковой или его филиалами. Когда лицо будет признано тем, у кого физические возможности в некотором образе ограничены, ему предлагается реабилитирующая функция, предусматривающая полное или частичное восстановление способностей конкретного индивидуума к разным видам нужной ему деятельности.
Каждый инвалид имеет право на то, чтобы программа по нужной реабилитации была разработана в индивидуальном и подходящем именно для него варианте с возможность учёта и включения в себя всех важных и нужных вариантов, как виды, формы, объёмы и сроки, порядки реализации нужных мер, компенсационные расходы в связи с нарушенными или утраченными функциями и так далее. Разрабатывается программа по приказу Министерства здравоохранения от 4 августа 2008 года. Имеется федеральный перечень того, какие мероприятия, технические средства и услуги должны предоставляться инвалиду.
Однако в связи с тем, что прокурорская проверка иногда выявляет факты, когда уполномоченные лица не ведут разработку выше указанных индивидуальных схем, в таком случае есть необходимость прямого обращения в судебную инстанцию на основе статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, а также статей 8 и 10 выше приведенного нормативного акта. Когда назначена реабилитация, следующий этап – это возможность создать условия, когда инвалиды могут иметь беспрепятственный доступ к инженерной, транспортной и социальной инфраструктуре. Это регламентируется указами правительства в соответствующие периоды времени, а также статьями 15 и 16 соответствующего законодательного документа.
На те случае, если инфраструктура оказывается не доступной ни в каких случаях со стороны юридических и физических лиц, отвечающих за её предоставление и отказывающихся следовать нормам законодательства, последние могут получить административное наказание согласно действующим нормам права. Наказание, согласно соответствующему кодексу, наступает за: когда не оставляют место на парковке для транспортных средств инвалида или таковое имеется, но занято другим транспортом (статья 5.43), общее несоблюдение требований доступа к сфере инфраструктуры лиц с ограниченными возможностями (статья 9.13), отсутствие желания производить «общий» транспорт (автобусы, маршрутки и так далее), коим могут пользоваться в том числе и инвалиды (статья 9.14), транспортное средство, которое не обеспечивает вообще доступ для людей с ограниченными возможностями (ст 11.24).
Дополнительный, однако очень важный этап – это трудовая занятость инвалидов. Регламентируется она статьями с 20 по 24 выше обозначенного нормативного акта, а также Законом РФ от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в РФ» и указом Министерства труда №150, где обозначили приоритетные виды занятости для инвалидов, что дают им шанс сохранять конкуретноспособность в регионах на рынке труда. В случае, если права на трудовую деятельность нарушаются, за это наступает административная ответственность (ст. 5.42). Кроме того, в Федеральном законе прописано право на получение жилой
площади в случае нужды, что регламентируется статьёй 17, право на получение услуг медицинского характера (статья 13), право на возможности получения достоверной и полной информации (статья 14) и так далее.
Особняком стоит выделить статью 34, которая должна выступать гарантией того, что будут иметься льготные условия в плане выплаты налоговых сборов и других видов устанавливаемой государственными органами оплаты на разных ступенях и уровнях. Между тем, несмотря на ряд законов, указов и прочего, инвалиды всё равно остаются притесняемыми.
В СМИ появились сведения, что в Роспотребнадзоре предложили ввод особенных штрафов за ограничивающие людей с ограниченными возможностями в правах неофициальные порядки, допускаемые в самовольной форме. Поводом для такого предложения стало событие двухлетней давности, когда ребёнку-аутисту с няней не дали шанс купить бутылку воды в кафетерии. Имели место подобные случаи и позже. Например, в прошлом месяце двухлетний мальчик, страдающий ДЦП, не был допущен на борт авиалайнера, летевшего в один из уральских городов.