ФМС готовит революционную реформу системы регистрации граждан


  ФМС готовит революционную реформу системы регистрации граждан

Минувшая неделя принесла гражданам России давно ожидаемую новость: Федеральная миграционная служба (ФМС) выступила с заявлением о том, что уже в ближайшее время будет отменена регистрация граждан по месту жительства, которая уже давно стала привычной для большинства россиян за более чем 80 лет. А вслед за отменой регистрации, вероятно, будут отменены и внутренние паспорта.

Представители ФМС объявили о том, что работа над законопроектом об отмене регистрации ведется еще с февраля, и этот процесс уже близок к завершению. Сегодня, согласно закону «О праве граждан РФ на свободу передвижения», принятому в 1993 году, каждый, кто находится на территории России, должен встать на учет либо по месту постоянного жительства (ранее похожая процедура называлась «пропиской»), либо по месту временного пребывания. То есть, если человек уехал на отдых или в гости на срок более трех месяцев, то он обязан изменить регистрацию или будет считаться нарушителем закона.

Закреплять людей по месту жительства в СССР начали в конце 20-х — начале 30-х годах прошлого века. Это было вызвано стремлением государства поставить передвижение граждан под контроль и организовать систему, привязывающую человека к его месту жительства и месту работы. В качестве меры контроля над каждым советским человеком была введена прописка. Отсутствие прописки лишало гражданина целого набора прав, без нее не брали на работу, не обслуживали во многих учреждениях. Прописку отменили только в 1993 году, так как она противоречила конституционному праву человека на свободное передвижение. Вместо нее ввели два вида регистрации — по месту жительства и по месту пребывания (например, если человек временно приехал на учебу или на работу). Первый вид регистрации по привычке называют «пропиской».

Сейчас регистрация по накладываемым на человека ограничениям — всего лишь бледная тень прежней, советской прописки. Но и сегодня регистрация становится причиной множества проблем, мешающих развитию территориальной мобильности граждан России, что в свою очередь является существенным препятствием для экономического развития нашей страны. Сейчас стоит задача сделать рынок труда более современным, мобильным, а регистрация сохраняет на рынке труда ограничения, созданные для распределения трудовых резервов еще в годы первых пятилеток, когда создавалась советская индустриальная мощь. Сейчас в таких ограничениях уже давно нет необходимости, напротив, было бы крайне полезно, если бы жители моногородов, где градообразующие предприятия находятся на грани краха, могли иметь возможность свободно выезжать в другие регионы, где положение на рынке труда гораздо лучше.

Между тем, система регистрации, как и любая бюрократическая процедура, очень сильно мешает гражданам России. По данным ВЦИОМ, постоянную или в
221d
ременную регистрацию оформляли почти треть опрошенных ими. Почти половина из них стояли в длительных очередях, 26 % столкнулись с неудобным графиком работы, 23 % — с грубостью сотрудников паспортных столов, 12 % получателей этой госуслуги встретились с требованием дополнительных, не предусмотренных законом документов и вымогательством взяток, 10 % — с отказом в регистрации. А ведь необходимость стоять в очереди — это отнюдь не единственное, что беспокоит тех, кто сталкивался с регистрацией. Сейчас, чтобы зарегистрироваться у родственников или друзей, необходимо получить согласие всех прописанных в квартире жильцов, которые должны одновременно придти в паспортный стол. Зачастую организовать это бывает крайне сложно и занимает много времени.

Человек, живущий по временной регистрации, испытывает массу трудностей. Его порой неохотно принимают на работу. Ему труднее оформить медстраховку, загранпаспорт, устроить детей в детсад и школу, получить кредит. Чтобы купить машину, ему надо ехать на родину или оформлять доверенность на местного жителя. И для того, чтобы избавиться от этих проблем, граждане России идут на разнообразные уловки, дают взятки представителям власти, стимулируя тем самым коррупцию. То есть системой регистрации государство само стимулирует коррупцию, с которой вроде бы должно бороться.

Но отмена регистрации имеет и негативные последствия. Многие системы учета могут оказаться в состоянии хаоса. От регистрации прямо зависит целый ряд общественных механизмов. На ее основании, например, каждого жителя России ставят на учет в налоговых органах. По месту жительства все получают водительские права и паспорт. Даже коммунальщики выставляют счета за свои услуги по количеству зарегистрированных жильцов в квартире. В случае отмены регистрации все коммунальные службы обязаны будут оперативно перестроить систему учета, иначе от недоплаченных денег они понесут огромные убытки, способные парализовать работу ЖКХ. Точно такая же ситуация может сложиться с выплатой налогов, оказанием медицинской помощи, причем не только гарантированной государством, но и оказываемой по договорам добровольного медицинского страхования.

Есть и другая проблема — сейчас регистрация выполняет функции барьера против неконтролируемой миграции в уже давно переполненные крупные города. Причем, это касается не только Москвы и Санкт-Петербурга. Все крупные областные центры в последние десятилетия стали источником притяжения населения близлежащих регионов. А, между тем, инфраструктура городов уже давно не справляется со своими задачами. Советские города, распланированные в 50-70 годы, не были рассчитаны на то число жителей, которое есть в них сейчас, поэтому становятся все менее удобны для жизни, а нагрузка на коммунальное хозяйство подрывает городской бюджет, при том, что качество жизни, несмотря на постоянный рост расходов, не становится выше.

Вслед за информацией об отмене регистрации появились сведения о том, что следующим шагом, возможно, будет отмена внутренних паспортов и введение единого документа, являющегося внутренним и заграничным паспортом. Сейчас Россия — одна из немногих стран, где сохранена архаичная система разделения паспортов на внутренние и заграничные. Причем, заграничный паспорт выдается на крайне непродолжительный срок (только в последний год появилась возможность получить загранпаспорт на 10 лет). При этом процедура оформления и получения загранпаспорта весьма забюрократизирована и наполнена стоянием в очередях и заполнением разнообразных бумаг. Также немаловажно отметить и высокие пошлины, которые необходимо заплатить при каждом оформлении загранпаспорта — от 1 тыс. до 2,5 тыс. руб. А ведь даже в Белоруссии — стране более других бывших республик СССР сохранившей советские устои — уже давно не существует разделения паспортов, и все имеющие белорусский паспорт могут использовать его как заграничный. А на выдаче российских паспортов уже долгие годы «кормятся» тысячи мелких «контор», которые ускоренно оформляют документы, используя коррупционные схемы. То есть и тут наше государство, как и в случае с регистрацией, создало систему, которая не может обойтись без взяток.

Так что каждому объективному наблюдателю очевидно — сейчас система паспортов и регистрации в РФ нуждается в серьезном реформировании. Задача государства — провести давно назревшие реформы так, чтобы они не создали новых проблем и не ударили по гражданам России.