По данным Министерства труда и социальной защиты (Минтруд), на сегодняшний день инвалиды составляют почти 10% от населения России (12,9 млн человек). Это примерно соответствует доле инвалидов в общей численности населения стран Европы и Северной Америки.
Однако большинству россиян наверняка приходилось слышать истории об иностранцах, которые после посещения нашей страны приходили к выводу, что российское здравоохранение самое лучшее в мире, поскольку на улицах городов не часто встретишь инвалидов. Однако причина здесь совершенно не в том, что наши доблестные медики лучше справляются с недугами граждан, чем их зарубежные коллеги.
К сожалению, в отличие от многих развитых государств общественные места в России в большинстве случаев не приспособлены для посещения их людьми с ограниченными возможностями. Значительное количество необорудованных для нужд инвалидов подземных переходов, отсутствие подъемных механизмов и звуковых сигналов светофоров — всего лишь ничтожно малая часть перечня препятствий, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно. Проблема социальной интеграции инвалидов в России стоит очень остро.
Государственная ответственность
Как широко разрекламировано, в настоящее время в нашей стране реализуется государственная программа "Доступная среда" на 2011-2015гг., одной из целей которой является формирование к 2016г. условий для беспрепятственного доступа к наиболее значимым для инвалидов объектам и услугам в сферах здравоохранения, культуры, транспорта, информации и связи, образования, социальной защиты, спорта и физической культуры, жилого фонда. В рамках программы реализуется пилотный проект с участием Республики Татарстан, Тверской и Саратовской областей по отработке формирования доступной среды для инвалидов. Кроме того, в рамках программы совместно с Министерством образования и науки (Минобрнауки) и субъектами РФ реализуются мероприятия по формированию безбарьерной школьной среды.
В мае текущего года произошло историческое событие: Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. В связи с этим Минтруд совместно с заинтересованными федеральными органами и общественными организациями инвалидов осуществляет подготовку законопроекта, направленного на комплексное приведение российского законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в соответствие с ее положениями. Как рассказали РБК в министерстве, законопроект устанавливает механизмы реализации в России положений конвенции по ряду вопросов, включая обеспечение доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры и транспорта.
Одновременно при участии Минтруда осуществляется подготовка законопроекта, направленного на внесение изменений в Воздушный кодекс РФ, которыми предусматривается обеспечить условия доступности для инвалидов услуг, предоставляемых в аэропортах и на борту воздушных судов.
По данным Минтруда, на сегодняшний день в 60 субъектах РФ уже приняты региональные программы и реализуются мероприятия, направленные на устранение существующих ограничений и барьеров, формирование условий для беспрепятственного доступна к приоритетным объектам и услугам для инвалидов. С 2013г. такую работу планируется начать во всех 83 субъектах РФ.
Официальная статистика
Полной и достоверной статистики по вопросу доступности общественных учреждений в российских городах для инвалидов пока еще немного, отметили в Минтруде. Так, доступность может определяться по-разному для разных категорий инвалидов. Часто статистика считает доступным здание, оборудованное пандусом на входе, а то, что инвалид не может добраться до большинства его помещений, например, из-за отсутствия лифта, не принимается во внимание. Не всегда учитывается аудио- и видеодублирование информации для инвалидов. В целом можно сказать, что доступность для инвалидов объектов и услуг в нашей стране все еще остается на уровне, который значительно ниже ожиданий самих инвалидов.
Чтобы получить реальную информацию о доступности наиболее значимых для инвалидов объектов, министерство разработало методику паспортизации. Она создавалась так, чтобы всесторонне описать ключевые аспекты, мешающие доступности того или иного объекта. Пропаспортизированные таким образом объекты предполагается размещать на картах городов. Отметим, что уже сейчас в Рунете действует портал barierovnet.org, где можно узнать, какие объекты в российских городах можно посетить на инвалидной коляске (музей, рестораны и т.д.).
Что касается обеспечения доступности зданий для инвалидов то, по данным Минтруда, положительными примерами в этом плане могут служить Татарстан, Москва и Тюменская область. В то время как Санкт-Петербург является одним из лидеров по внедрению новых современных технологий на транспорте.
Так, в Департаменте социальной защиты населения Москвы РБК сообщили, что в столице насчитывается около 50 тыс. общественных зданий, 74% из которых к концу 2012г. планируется полностью или частично приспособить для инвалидов, а к концу 2016г. — 100% городских учреждений образования, соцзащиты, культуры, физкультуры и спорта и 86% учреждений здравоохранения. Кроме того, в Москве в текущем году в подъездах жилых домов будет установлено около 150 подъемных платформ для инвалидов, а также продолжится дооснащение ранее установленных платформ средствами диспетчеризации и визуального контроля. В рамках адаптации для инвалидов дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы запланировано приспособление пешеходных мостов, тоннелей и путепроводов, включая оснащение их подъемными механизмами для передвижения инвалидов и других маломобильных граждан. В 2012г. также продолжится закупка специализированных транспортных средств для обеспечения перевозок инвалидов. Перевод всего парка автобусов на низкопольный подвижной состав будет обеспечен в 2015г., троллейбусов — в 2014г., количество низкопольных трамваев в 2016г., по прогнозу, составит 66,5%.
По данным Минтруда, в целом по России по результатам 2011г. доля общественных автобусов, троллейбусов и трамваев, оборудованных для перевозки маломобильных групп населения, составила лишь 4,8%. Министерство транспорта (Минтранс) РФ планируется к 2016г. увеличить эту долю до 11,7%.
Если говорить о гостиницах, приспособленных для инвалидов всех категорий, то таких в России пока немного, однако наблюдается положительная динамика, отметили в Минтруде. Больше готовы к пребыванию инвалидов санатории и пансионаты, но появляются и соответствующие гостиницы, правда, в основном в больших городах, например таких, как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург и Сочи.
Так, в ходе недавно проведенного мониторинга в столице из 215 имеющихся гостиниц было обследовано 150 на предмет их приспособленности для постояльцев из числа инвалидов. Оказалось, что 54 из них могут принимать туристов с ограниченными функциями самостоятельного передвижения, в 42 гостиницах есть номера для инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и передвигающихся на колясках. Всего в Москве 152 номера подходят для приема таких туристов, в основном — в отелях крупных сетей. В 33 гостиницах есть возможность для приема слабовидящих туристов с собаками-поводырями.
А как в других странах?
Говоря о ситуации с вовлеченностью инвалидов в общественную жизнь за рубежом, нельзя не упомянуть Великобританию, к которой сейчас в связи с проведением Олимпиады приковано внимание всего мира. Каждый россиянин, хоть раз посещавший Соединенное Королевство, согласится, что там все усилия государства направлены на то, чтобы сделать жизнь инвалидов комфортнее. В этой стране, наверное, не встретишь ни одного музея, где нет подъемных механизмов и других технических средств, разработанных специально для людей с ограниченными возможностями, а в некоторых из них посетителям предлагают свои собственные инвалидные коляски. Также сразу обращает на себя внимание тот факт, что на британских городских автодорогах очень мало подземных переходов, зато огромное количество "зебр" и светофоров, оборудованных звуковыми сигналами, что, безусловно, значительно облегчает жизнь инвалидам всех категорий. Вообще нельзя не отметить, что в Туманном Альбионе даже лифты — "говорящие", чтобы помочь инвалидам по зрению ориентироваться в пространстве. О том, что все британские городские автобусы оснащены пандусами, с помощью которых инвалиды легко поднимаются в салон, не стоит даже и говорить. Предусмотрительные британцы подумали и о специальных туалетах для инвалидов, которые есть в каждом крупном супермаркете и во всех общественных местах.
В других развитых странах уровень помощи людям с ограниченными возможностями также очень высок. Например, в Германии ни одному автомобилисту не придет в голову занять место на парковке, предназначенное для инвалида. В Испании в метро помимо эскалаторов действуют лифты для спуска и подъема граждан, которым трудно ходить. Цифры на кнопках таких лифтов продублированы на азбуке Брайля для слабовидящих.
Российским инвалидам о такой заботе остается только мечтать.
В Минтруде РБК заявили, что хотя в отечественном нормотворчестве воспринят лучший мировой опыт и задачи решаются те же, все же в отношении исполнения норм "Россия не всегда лидирует". Так, например, все в той же Испании существует балльная оценка доступности городской инфраструктуры, и оценку эту проводят как муниципальные власти, так и общественные организации инвалидов. В нашей стране такие подходы только формируются.
Жестокая реальность
По данным мониторинга, проведенного Всероссийским обществом инвалидов (на 1 июля 2011г.), из 60 региональных организаций общества, участвовавших в опросе, лишь московская указала на то, что оснащение действующих социальных и транспортных объектов элементами безбарьерного дизайна осуществляется довольно быстро и с достаточно разнообразным набором используемых приспособлений. В то время как 75% опрошенных заявили об обратном. Многие организации ВОИ также отмечали, что вся безбарьерная "модернизация" уже действующих объектов социальной инфраструктуры "носит едва ли не демонстративно формальный характер и имеет весьма слабое отношение к реальному решению проблемы барьерной среды".
По мнению Всероссийского общества слепых, в частности, требуют срочного решения вопросы доступности транспорта для этой категории граждан в части подготовки специалистов для оказания помощи и сопровождения инвалидов от входа на вокзал и до места посадки на транспортное средство, оборудования вокзалов кнопками вызова работников, оформления сайтов транспортных средств в соответствии с действующими стандартами.
Проблемы формирования "доступной среды" для инвалидов постоянно поднимаются и в российских СМИ. Так, недавно сообщалось об инвалиде из Екатеринбурга Александре Мокине, который отсудил у кафе 100 тыс. руб. моральной компенсации за то, что персонал не пустил его на порог заведения. Также периодически появляется информация о том, что пассажиры-инвалиды часто сталкиваются с нежеланием авиакомпаний оказать им услуги перевозки. Кроме того, в январе 2012г. на встрече Дмитрия Медведева, бывшего тогда президентом РФ, со студентами журфака МГУ обсуждался вопрос о том, что при строительстве станции московского метро "Славянский бульвар" был построен лифт для инвалидов, однако, чтобы до него добраться, нужно пройти четыре лестничных пролета. И, конечно же, нельзя не вспомнить случай, всколыхнувший всю российскую общественность, когда детей с аутизмом не хотели пускать на экскурсию в Московский океанариум.
"Главная проблема обеспечения доступности для инвалидов инфраструктуры, услуг и всех сторон общественной жизни — не в несовершенстве законодательства, недостатке средств или специалистов. Она состоит в отношении большинства людей к инвалидам как к другим, не таким как все. И это создает барьер, который не преодолеть никакими перилами и пандусами", — считает директор департамента по делам инвалидов Минтруда Григорий Лекарев. По последним данным социологических исследований, представленных министерством, лишь 33% опрошенных инвалидов высказались положительно об отношении окружающих к их проблемам.
Опираясь на все эти факты, можно прийти к выводу, что вечный вопрос "Кто виноват?" как всегда остается открытым. Тем не менее очевидно, что никто — ни государство, ни общество — не должен забывать о необходимости помогать людям с ограниченными возможностями и перекладывать свою ответственность на других.
Ксения Петрова, РБК