Стоглавый собор предложил устроить богадельные избы, где «здравые строи и бабы стряпчие» должны были ухаживать за немощными и больными. В Москве к 1600 году действовали три богадельни – Убогих, или Божьих, дома. Один из них располагался на Тверской и предназначался для мирян, другой – напротив Пушечного двора – для инокинь, третий — на Кулишках – для нищих старцев (из книги Т.С. Георгиевой «Русская культура и православие»).
Из приведенного отрывка видно, что профессия – социальный работник, как бы она не называлась, появилась на Руси давно. У русских в крови – жалеть сирых и убогих. А какие названия: богадельня, богоугодное заведение, Божий дом. А людей, которые служат этому богоугодному делу верой и правдой, можно без преувеличения назвать святыми. К сожалению, в нашей стране эта работа получила профессиональный государственный статус только в конце прошлого веке, поэтому проблем в этой сфере, как водится, достаточно много.
В данной статье я хотел бы поговорить о рядовых социальных работниках, о трудностях, с которыми им приходится сталкиваться в процессе работы. О том, почему в центрах социального обслуживания большая текучесть кадров? И почему с дистанции быстрее всего сходят самые ответственные и безотказные? И почему, в конце концов, эта профессия столь не престижна?
В работе социального работника ключевым словом является слово «помощь». Он помогает на самом простом, бытовом уровне: купить продукты, промтовары, сделать уборку в квартире, приготовить обед, сбегать в аптеку, сопроводить в больницу, оформить справку в каком-нибудь государственном учреждении. Ничего яркого, героического, экстраординарного. Подопечными, как правило, являются одинокие пенсионеры (формально, может быть и не одинокие, но живущие отдельно от родственников), инвалиды. Люди больные, психологически неустойчивые, иногда совершенно беспомощные: плохо видят, плохо слышат, ничего не помнят. Вполне понятно, что с такими клиентами могут работать люди с характерной душевной организацией. Но, как говорится, на одной доброте и интуиции далеко не уедешь. Нужна современная научно-психологическая методика подготовки работника, дабы научить его использовать свои личные качества как инструменты: бережно и эффективно. Приносить пользу другому и самому при этом эмоционально не пострадать. Но это в теории, а на практике происходит не так.
Во-первых, на эту должность берут любого человека, прошедшего медицинское освидетельствование (оформление личной медицинской книжки), которое определяет основу, скорее физического, но не психологического здоровья. Практически – это люди «с улицы». Принцип: не до жиру, быть бы живу — определяет суровые реалии нашей жизни. Желающих ухаживать за чужими стариками за мизерную зарплату – не так много. Во-вторых, при всей кажущей простоте исполняемых услуг, обязанности соцработника довольно специфические, требующие таких же специфических знаний. Даже наличие высшего образования, а это, скорее исключение из правил, не спасает от ошибок в работе. Человек, приступая к непосредственному общению с подопечными, без подготовки и учебы, оказывается один на один со многими проблемами, связанными не столько с выполнением бытовых услуг, сколько с проблемами психологического толка.
Эмоциональное выгорание чаще всего сопровождает людей помогающих профессий. Это медицинские работники, учителя, воспитатели и, конечно же, социальные работники. Наступает время, когда сочувствие и переживание сменяются на раздражение и равнодушие. Когда вся твоя работа кажется бессмысленной и никому не нужной. Профессиональные психологи, исследователи этой проблемы, считают, что эмоциональное выгорание «грозит» каждому из нас, и что скорость сгорания не зависит ни от оплаты труда (хотя зарплата соцработника настолько мала, что рано или поздно при появлении других проблем, эта становится определяющей), ни от образования, ни от умственных способностей. Напряженность процесса также не зависит от эмоционального интеллекта человека и его личностных особенностей. Все зависит от ситуации на работе и от отношения к ней.
Перегрузка – одна из главных причин эмоционального выгорания социального работника. Например, человек недобросовестно относится к своему делу. И в результате этого пытается компенсировать свое равнодушие за счет количества работы и увеличения нагрузки. Но это объяснение, скорее экзистенционального характера, для материально не замороченных людей. Здесь же объяснение простое, и кроется оно в меркантильности мотивации: заработать побольше денег. Жить на одну ставку (около пяти тысяч рублей) — это практически обрекать себя на более чем скромное существование. Больше клиентов — больше эмоционального напряжения испытывает работник. И пока все идет гладко — усталость не замечается. Небольшой, даже скрытый конфликт, может привести к срыву или к депрессии.
Перфекционисткое отношение к делу тоже может стать причиной выгорания. Риск выгореть значительно выше у тех, кто считает, что всегда должен быть вежлив, не допускать ошибок и выполнять свою работу максимально хорошо. Такой человек пытается быть лучше всех и плохо переносит критику в свой адрес. Социальному работнику по определению необходимо быть вежливым и терпеливым, проявление негативных эмоций – недопустимо. Но, как говорится, все мы люди и ничего человеческое нам не чуждо. Загнанные в угол эмоции тоже могут мучить и подавлять. Если социальный работник не подготовлен, не владеет продуктивными профессиональными технологиями общения, то рано или поздно он «сорвется». К тому же очень трудно понять, как ты работаешь: хорошо, очень хорошо, или посредственно. Не умея отказать, проявляя доброту и сочувствие, соцработник берет на себя подчас больше, чем входит в его обязанности. Этим самым он увеличивает степень своей ответственности и расширяет поле критики со стороны подопечного. Сегодня вы самый хороший для своего клиента, а завтра все может измениться – обида и подозрительность пожилого человека может возникнуть на «пустом месте». Да, как ни странно, жалобы могут быть спровоцированы благими намерениями. Желание быть лучше всех и боязнь ошибок (неумение корректно отказать, настоять на своем) приводит и к перегрузкам, и к неправильной оценке действий работника со стороны клиента и со стороны начальства. С этим связана еще одна причина выгорания.
Неоправданные ожидания, когда, работник считает, даже не считает, а ощущает, что оценка его труда необъективна, что все усилия напрасны, и нет желания и сил что-то менять. Обычно это проявляется в том, что человек становится грубым и раздражительным, критикует начальство, не видит значимости своей работы. Для социального работника такое поведение тождественно профнепригодности.
Вот и получается, что самые ответственные, самые честные, самые сердобольные люди чаще других подвержены эмоциональному выгоранию и вследствие этого — пишут заявления на расчет. А проигрывают от этого все: и общество в целом, и каждый участник этого процесса в отдельности.
Любое уважающее себя государство должно заботиться о своих детях и стариках. Будущее и прошлое взаимосвязаны. И если кто-то считает, что «старикам здесь не место», то он глубоко заблуждается, потому что все наши мысли и действия имеют эффект бумеранга. В цивилизованных странах проблема заботы о пожилых людях и инвалидах решается давно уже на другом уровне. По уровню престижности профессия социального работника находиться на третьем месте после профессии врача и учителя. Престижность означает и высокую зарплату, и высокую меру ответственности.
В нашей стране, к сожалению, сфера социального обслуживания, находится на периферии интересов государства. Если врачам и учителям еще поднимают зарплату, то у социальных работников такие перспективы отсутствуют. Только хорошо оплачиваемая должность вызывает уважение в обществе и обеспечивает профессиональное самоуважение. Какую пользу может принести не уверенный в себе и в завтрашнем дне человек? Жалеющий других не должен сам вызывать жалость и, тем более, жалеть сам себя. Только счастливый человек может подарить кусочек этого счастья людям, которые так в этом нуждаются.
Но кроме достойной зарплаты человеку, желающему быть социальным работником, необходимо обеспечить хотя бы минимальную базовую подготовку в соответствии с должностными обязанностями. Но сначала опытному психологу неплохо бы определить склонность кандидата к данному виду профессиональной деятельности, составить его психологический портрет и выявить поведенческую стратегию. Рекомендация психолога может быть основанием как для принятия на работу, так и для отказа.
В должностной инструкции записано, что должен знать социальный работник и чем должен руководствоваться в своей деятельности. Это довольно большой объем знаний в законодательной, юридической, санитарно-медицинской, этико-психологической сфере. Самостоятельно изучить эти дисциплины, как я уже писала, практически невозможно. В каждом центре социального обслуживания должна быть разработана программа по обучению новичков. Скажите, ну откуда вновь поступивший на работу должен знать «основы психологии лиц пожилого возраста и инвалидов» (это из должностной инструкции) или «кодекс профессиональной этики»? Или как соцработник самостоятельно сможет разобраться, что есть подавляющая, избегательная или соучастная стратегия поведения, какую из них выбрать и как им соответствовать. Многие об этом даже не слышали, а ведь эти специальные знания не только облегчают общение с клиентами, но и делают работу более позитивной. Владение продуктивными технологиями общения – залог долгой и счастливой, в профессиональном смысле, работы на одном из труднейших и необходимейших участков социальной сферы. А пока…- все как всегда. Выезжаем на интуиции, голом энтузиазме и рабской привычке — трудиться за копейки.
Ответ на вопрос: трудно ли быть социальным работником в России, к сожалению, пока только один — трудно.
Источник: DoorinWorld.ru