В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников. При этом она должна быть не менее 2 процентов и не более 4 процентов. Рассмотрим квотирование рабочих мест для инвалидов.
Сфера действия закона
Например, на территории Новосибирской области данная квота составляет 2 процента от среднесписочной численности работников (постановление администрации Новосибирской области от 12 ноября 2007 г. № 163-па).
А вот в Курганской области квота устанавливается в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников на начало календарного года с учетом инвалидов, ранее принятых на работу (Закон Курганской области от 28 октября 2002 г. № 238).
Закон № 11-ФЗ распространяет свое действие на организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек. Не станут исключением и бюджетные учреждения. Хотя в Законе № 11-ФЗ нет прямого указания на это, тем не менее в совокупности с положениями статей 20–21 Закона № 181-ФЗ такой вывод правомерен. Итак, какие же поправки несет с собой Закон № 11-ФЗ?
Что изменилось
Во-первых, внесены коррективы в Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Пункт 3 статьи 25 данного закона, предусматривающий обязанность работодателей ежемесячно предоставлять органам занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, дополнен. В него добавлено положение о том, что надо информировать и о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также предоставлять информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.
Во-вторых, ужесточена административная ответственность за нарушения прав инвалидов в области трудоустройства и занятости. Соответствующие коррективы внесены в статью 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Ранее часть 1 этой статьи предусматривала административную ответственность за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты. Это влекло за собой наказание в виде административного штрафа, налагаемого на должностных лиц, в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб. Новая редакция части 1 статьи 5.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях, появившаяся благодаря Закону № 11-ФЗ, расширяет ответственность работодателя. Теперь административное наказание влечет не только отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, но и неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов. Подобные деяния влекут за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.
В-третьих, дополнен перечень обязанностей работодателей, связанных с обеспечением занятости инвалидов. Так, ранее в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 24 Закона № 181-ФЗ была установлена обязанность работодателей создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. Закон № 11-ФЗ дополнил данную обязанность обязанностью принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о таких рабочих местах.
Д.П. Звоненко
Источник: Главбух