Сообщество криминального пруда


  Сообщество криминального пруда

Как-то мне попался забавный тест из школьной биологии. Спрашивалось, что такое сообщество пруда или биоценоз, это если по-научному. А ответы такие: биоценоз — это совокупность растений, животных и микроорганизмов, характеризующихся определенными отношениями между собой и окружающей средой. И другой — биоценоз это форма взаимосвязей между организмами, при которой один из организмов существует за счет другого, принося тому только вред.

Разумеется, наш отечественный биоценоз ближе к ответу номер два. Но если вы хотите получить пятерку и жить в нормальной стране, нужно выбрать первый. Это означает, что сообщество нашего суверенного прудика должно жить по законам нормального общества. Веточки власти должны зеленеть и заботиться о народе, а не только о себе, милиция должна предотвращать, а не совершать преступления, врачи — лечить больных, журналисты – вскрывать общественные нарывы, а не писать заказуху, а искусство должно сеять разумное, доброе и вечное. В противном случае, говорит наука, биологическое равновесие нарушается, возникает застой, рост паразитов и все такое.

Так вот об искусстве, которое должно сеять. Если какой-нибудь залетный инопланетянин вдруг прочитал бы телепрограмму на любой день недели, он бы понял, что разумной жизни на одной шестой суши нет и быть уже не может.

Читаем. У продавщицы сельпо Анжелины (в девичестве Зины) обнаружили недостачу и нехорошую болезнь, поэтому она приехала в Москву и устроилась фотомоделью, где ее встретил односельчанин Витя, который теперь заведует рекламным агентством. Известный тележурналист Вася, когда-то работавший вместе с Витей оператором машинного доения, узнает, что его заказал крупный бизнесмен Коля, который до этого был дояркой Клавой. Вася решает слить компромат на Колю — Клаву, но ему помешали, а кто конкретно вы узнаете из 565-ой серии… Каждый вечер и на всех кнопках. Еще недавно видел ток-шоу про прыщи. Сначала гости эти прыщи считали, им даже специальные зеркала выдали, а потом ведущая учила правильно их давить. Геморрой в следующем выпуске.

Главное, люди, снимающие этот бред, всерьез называют себя деятелями культуры, дают интервью, награждают друг друга премиями, делятся творческими планами … А мы эти прыщи смотрим, больше нечего. А потом переключаемся на новости и видим любимых героев, участвующих уже в реальных разборках со стрельбой. Это волшебная сила искусства или окончательное стирание граней между вымыслом и реальностью? Или бандитские сериалы для того и придуманы, чтобы новости не смущали?

Я вовсе не призываю важнейшее из искусств скрывать и лакировать, правда и только правда. Но при наличии таланта или хоть элементарного вкуса, чего нет и
207e
в помине. И не надо героизировать на экране подонков, от них и на улице не продохнешь. Искусство и жизнь – материя тонкая и взаимосвязанная.

Кто там днями не смог разъехаться на узкой дорожке, понятно, на джипе и устроил из-за этого мордобой? Известно кто, исполнитель главной роли в фильме про бандитов, раскатывающих на краденом бумере по просторам отчизны. Газеты пишут, талантливый актер. Кто бы сомневался! Когда-то мне с жаром доказывали, что и этот фильм — без пяти минут «Ревизор» и уж точно «Герой нашего времени». Ну, еще бы — пацаны угнали тачку, замочили ментов, грабанули кого-то и в тюрьму. Романтика! Клинту Иствуду и не снилось!

Это они, возражали мне, срывают маски, типа, давят прыщи на лице светлого завтра. Да вранье, нет там разоблачений, а есть блатной шансон в вонючем подъезде для будущих обитателей зоны. Зритель должен сочувствовать нормальным людям, а не упырям вроде Гитлера, хотя и его можно представить несчастным больным человеком. Стоит ли?

Законы жанра, увы, таковы, что мы обычно на стороне главного героя. Мы за Д`Артаньяна , а, значит, за короля и против кардинала. Но есть вот какая версия того конфликта. В силу некоторых э… анатомических особенностей Людовик за номером 13 долго не мог лишить законную супругу Анну Австрийскую, уж извините за прямоту, девственности. Оттого та стала заглядываться на Бекингема, герцог, богат и живет в Лондоне, как Абрамович. А государственнику Ришелье роман первой леди с иностранцем был не по душе, что тоже логично. Отсюда и весь конфликт.

То есть французское дворянство крошило друг друга потому, что король поленился сходить к сексопатологу. Очень гуманно. Но мы все равно по законам жанра на стороне Д`Артаньяна. А в фильмах, где кроме одних бандитов есть только другие бандиты, вынуждены сочувствовать бандитам, больше некому. А потом с ужасом смотрим в новостях, что творится в Краснодарском крае, да и в других местах тоже. Искусство и жизнь, никуда не денешься.

Еще есть понятие средовых факторов. Вы заходите в магазин, там играет приличная музыка и сразу хочется что-то купить. А как-то я заскочил в палатку, где орал любимый бомбилами шансон. Продукты были те же, а покупать их не захотелось, средовой фактор. А вот еще один.

Днями в телевизоре комментировали как раз криминальный беспредел. Появляется в кадре один человек, бичует коррупцию, на заднике типовой многоквартирный дом (теперь обычно снимают где-нибудь под окнами дома героя репортажа). Потом появляется другой, бичует милицейский произвол, а на заднике такой же кошмарный дом. Верю, что коррупция им не по душе, хоть вообще-то я не за Интернационал.

А потом появляется барышня в шубке, по титрам журналист, и тоже бичует, но я как-то сомневаюсь. Потому что сзади отчетливо просматривается особняк, от которого, пожалуй, не отказался бы и герцог Ришелье. Я, правда, не знаю, сколько платили в семнадцатом веке кардиналам, но вот сколько получают последние лет тридцать журналисты, знаю довольно хорошо. Такой дворец построить можно, но для этого нужно еще снять парочку «Титаников» или сильно полюбить какого-нибудь металлургического принца. Возможны, конечно, бабушкины бриллианты от диктатуры пролетариата или просто в гости зашла, но это вряд ли.

Значит, эта не совсем та журналистика, которой веришь насчет борьбы с коррупцией. И не то искусство, которое что-то сеет. И не та милиция, которая что-то ловит. Словом, не тот биоценоз. Потому вместо сообщества пруда мы имеем грязную криминальную лужу, заселенную невиданными мутантами. И по науке, кому-то это очень выгодно.