Среди приоритетных государственных программ не нашлось места еще одной, имеющей, с моей точки зрения, первостепенное значение, — борьбе с мусором. На первый взгляд, может показаться, что по серьезности эта проблема уступает прочим, однако при ближайшем рассмотрении убеждаешься в ее первостепенной важности. Мы буквально утопаем в мусоре, и, если в самые кратчайшие сроки не решить вопрос с его утилизацией, можно окончательно отравить всю страну вредными отходами. Помимо сугубо материального эта тема имеет и другой, не менее значимый аспект; перефразируя ставшие почти крылатыми слова булгаковского профессора Преображенского, можно сказать, что мусор залегает прежде всего в головах.
На фоне общего падения культуры и нравственности физическая и моральная нечистоплотность стали неотъемлемой и крайне неприглядной стороной современной российской действительности. Развитие рыночных отношений привело к глубокому расколу в обществе, что в свою очередь повлекло за собой катастрофическое снижение уровня ответственности людей друг перед другом. Воцарился глубочайший социальный эгоизм в его корпоративной разновидности, когда отдельным разбитым по профессиональному признаку гражданам нет дела до прочих, а всем вместе наплевать на окружающую среду. Разумеется, я говорю не обо всех: и ныне существует немало людей совсем иного склада, на которых, собственно, и держится Россия, но преобладающая тенденция, увы, такова.
Красивейшие заповедные места оказались замусоренными и жестоко истерзанными нашествием пеших и моторизованных варваров, а берега рек и озер превратились в скопища бытовых отходов. В городах, в особенности в «спальных» районах, их швыряют во все близлежащие кусты или прямо на дорогу. Как правило, делают это исподтишка, но с каким-то злорадным постоянством. Нет нужды рассказывать о том, что творится, — бесчисленные примеры у всех перед глазами. За последние два десятилетия успело вырасти целое поколение молодых людей, которые привыкли к окружающей грязи, относятся к ней, как к чему-то само собой разумеющемуся, и вносят свой вклад в загаживание среды обитания. Всякий нормальный человек страдает от творящегося безобразия, но поделать ничего не может.
Можно ли изменить положение дел к лучшему? Конечно. Сумели же добиться того, что теперь редко кто из пешеходов пойдет на красный свет, даже если нет машин. На Западе живут люди не лучше наших, но там смогли навести порядок и с соблюдением чистоты в общественных местах. К нарушителям применяются самые строгие меры, а штрафы настолько значительны, что ни у кого не возникает охоты поиграть с властями в прятки. Однако в России, где не уважаются законы, которые легко обойти с помощью взяток, все обстоит иначе. К тому же у многих наших соотечественников отсутствует стойкое неприятие к загрязнителям, как и вообще к всякому злу, и эта атмосфера терпимости, равнодушия или обыкновенного страха преп
1c7d
ятствует не только очищению наших улиц, но и наших душ.
Ведь помимо физических нашу жизнь затопило целое море звуковых нечистот в виде попсы, блатного шансона, доносящихся чуть ли не из каждого автомобиля, и матерной ругани, прочно вошедшей в обиход даже школьной детворы. Обычный разговорный язык оказался чудовищно замусоренным массой словечек из тюремного жаргона, а также иностранными заимствованиями. Они усердно распространяются, в том числе и при помощи радиоэфира, где их часто употребляют ни к селу ни к городу. Телевидение со своей стороны обрушивает всю мощь центральных, государственных (!) каналов, чтобы пачкать мозги невзыскательной аудитории бесконечными криминальными сериалами и развлекательными программами, рассчитанными на самые низменные вкусы. Газетные ларьки ломятся от обилия бульварных изданий, представляющих собой настоящие сгустки грязи. Интернет, все более популярный среди молодежи, кишит порносайтами и самой дикой похабщиной.
Бессмысленное существование, лишенное каких бы то ни было нравственных ориентиров, приводит к возникновению немотивированной агрессии — а что может быть страшнее хама, распираемого ненавистью к всему на свете? Еще сто лет тому назад Дмитрий Мережковский писал о «хулиганстве, босячестве, черной сотне» как о самом страшном воплощении духовного мещанства — «грядущем хаме». Ныне настало его время: из грядущего он обратился в победоносно шествующего.
Рыночная стихия, овладевшая умами многих людей, заставила их уверовать в универсальность главного постулата дикого капитализма: дескать, все имеет свою цену, все продается и все покупается. Эту заскорузлую сентенцию выдают за прагматический и трезвый взгляд на вещи, некую высшую мудрость. На самом деле, как это многократно доказано лучшими умами человечества, такое понимание природы человеческих взаимоотношений приводит к духовному упадку и вырождению. В чем мы и убеждаемся в очередной раз на собственном опыте. Нашему народу предстоит проделать большой и трудный путь, чтобы выйти из экономического и культурного тупика, куда завели его бездарные лидеры.
И нечего кивать на Запад, где будто бы все придерживаются подобной точки зрения и тем не менее превосходно живут: переносить законы рынка с сугубо материальной на духовную сферу жизни есть признак устарелого мещанского мировоззрения, от которого развитые страны давно отказались, так же как от примитивного капитализма. Чего остро не хватает нашей стране, так это культуры, а она несовместима с принижением человеческого достоинства, неизбежного при обыкновении все измерять чистоганом. Только в культурном обществе свобода становится благом, до нее нужно дорасти; в противном случае она оборачивается хамской распущенностью и разнузданностью, вредными и опасными для окружающих. Полностью одолеть торжествующего хама в нынешних условиях, на мой взгляд, задача невыполнимая, но заставить его уважать законы не только можно, но и совершенно необходимо.