Россия возвращает церковную собственность


  Россия возвращает церковную собственность

Несмотря на критику по поводу того, что это вызовет появление новых острых проблем из российского прошлого, парламент страны принял закон о возвращении религиозным организациям собственности, отобранной у них государством в советские времена.

Для руководства Русской православной церкви принятый в прошлую пятницу Государственной Думой закон стал важным шагом к восстановлению справедливости. По мнению критиков, этот закон, который был принят большинством голосов в соотношении 345 к 42 и должен теперь быть подписан президентом Дмитрием Медведевым, является прямым шагом к социальной напряженности и угрозой памятникам культуры.

В соответствии с законом, у федеральных, региональных и муниципальных властей есть два года на передачу собственности церкви по ее исковому требованию. Это может быть передача в бесплатное пользование либо полная передача в собственность. Ранее, говорит юрисконсульт Московской патриархии инокиня Ксения Чернега, вопросы возврата церковной собственности, который начался в 1990-е годы после падения коммунизма, регулировались лишь на федеральном уровне.

В законе рассматривается вся религиозная собственность в целом, но многие говорят, что в нем отдается большое предпочтение Русской православной церкви, являющейся крупнейшей религиозной организацией в стране, хотя коммунисты отнимали собственность у всех конфессий.

Премьер-министр Владимир Путин пообещал в январе главе Русской православной церкви патриарху Кириллу «вернуть религиозным организациям то, что принадлежит им по праву».

Символическим предвкушением возврата церкви отобранной у нее собственности стала субботняя литургия, которую патриарх отслужил в Морском соборе в Кронштадте. Этот собор, находящийся в городе военных моряков, на протяжении многих лет использовался как кинотеатр, дом офицеров и военно-морской музей. Сейчас он восстанавливается под патронажем супруги Медведева Светланы, которая также была на богослужении.

В своей проповеди патриарх Кирилл высоко оценил этот закон и заявил, что «огромные силы были брошены на то, чтобы этого не произошло». «Это значит, что враг рода человеческого не оставляет надежды стереть из памяти людей священные символы и великие ценности», — сказал он.

Но политический обозреватель Виталий Третьяков выступил в прошлом месяце во время дискуссии об этом законе с предостережением. «Я боюсь любого перераспределения собственности в нашей стране. Как только начинается перераспределение, всегда происходит что-то плохое», — заявил он.

Собственность в России часто переходила из рук в руки по приказу свыше, особенно после большевистской революции 1917 года, когда государство в массовом порядке уничтожало или захватывало имущество и собствен
1b64
ность царской семьи, аристократии, купцов и крестьян.

В отличие от других восточноевропейских и прибалтийских государств, Россия не выплачивала возмещение за отобранную собственность после краха коммунизма.

В новом законе указывается, что государственные органы обязаны размещать все имущественные иски и решения по ним на вебсайтах. Иски можно оспаривать в суде, и поэтому следует ждать появления многочисленных апелляций. К бывшей церковной собственности относятся не только здания, использовавшиеся для богослужения, но и церковные больницы, школы и жилые дома.

В советские времена монастыри, если их не разрушали, часто использовались как жилье для людей. Новый закон устанавливает, что любой человек, живущий в церковной собственности и вынужденный выехать оттуда, должен получить новое жилье.

Тысячи музеев по всей стране находятся в зданиях, ранее принадлежавших церкви. На самом деле, церкви зачастую оставались в целости и сохранности за счет того, что их превращали в музеи или концертные залы.

Так, монастырский остров Соловки, ставший одним из первых лагерей ГУЛАГа, после падения коммунизма был превращен в музей и природный заповедник. А теперь его восстанавливают, превращая в монастырь. В других случаях церковное руководство требует возвращения в храмы икон, которые десятилетиями хранились в музеях; а музеи опасаются, что там иконы будут испорчены.

В бывшем германском городе Кенигсберге, который после Второй мировой войны перешел в руки Советов и стал называться Калининградом, вопросы, связанные с церковной собственностью, особенно сложны и запутанны. Областная законодательная власть проголосовала в этом месяце за передачу десятка с лишним бывших католических и лютеранских храмов, соборов и тевтонских замков РПЦ, которая заявляет, что у православных верующих там мало мест для совершения молитв и обрядов. (Патриарх Кирилл до интронизации был митрополитом Смоленским и Калининградским.)

Отношения Москвы с Ватиканом улучшаются, однако архиепископ Паоло Пецци (Paolo Pezzi), чья архиепархия включает Москву и Калининград, говорит, что калининградские законодатели «допускают большую ошибку», пытаясь передать построенный в неоготическом стиле храм Святого семейства Русской православной, а не Римской католической церкви. Сегодня в здании храма размещается калининградская филармония.

Споры вышли за пределы границ России. Когда с протестом выступила соседняя Литва, Калининградская область отменила свое решение включить в список передаваемой церкви собственности лютеранскую церковь, в которой похоронен литовский пастор и поэт Кристийонас Донелайтис.