Социальная защита детей-инвалидов в Российской Федерации

Содержание

· 1.  Динамика и основные причины детской инвалидности

· 2.  Законодательное регулирование государственной политики  в отношении детей-инвалидов и проблемы его совершенствования

· 3.  О некоторых мерах, реализуемых Правительством Российской Федерации  в части обеспечения прав детей-инвалидов и их     социальной защиты

· 4.  Наиболее острые проблемы детской инвалидности

· 5.  Предложения по обеспечению прав детей-инвалидов

1.  Динамика и основные причины детской инвалидности

До 1979 года наличие детей-инвалидов, имеющих право на получение социального пособия, в СССР вообще не признавалось, поскольку инвалидность определялась как «стойкое нарушение (снижение или утрата) общей или профессиональной трудоспособности вследствие заболевания или травмы».

Люди, не имевшие определенного трудового стажа, не получали пенсий, а могли рассчитывать только на пособия. В число получателей пособий входили лица, которые по достижении 16 лет в силу физических и/или психических ограничений были неспособны к труду. Их называли «инвалидами с детства».

Статус «ребенка-инвалида» был впервые официально введен в СССР в ходе проведения Международного года ребенка, объявленного ООН в 1979 году.

Согласно приказу Минздрава СССР № 1265 от 14 декабря 1979 года «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет» в СССР признавалось наличие детей-инвалидов.

Утвержденный данным приказом «Перечень медицинских показаний, дающих право на получение пособий на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет» включал в себя довольно ограниченный список очень тяжелых (как правило, врожденных) заболеваний, не поддающихся реабилитации.

В результате многие дети с ограниченными возможностями здоровья не получали статус детей-инвалидов и лишь по достижении возраста 16 лет признавались инвалидами. После прохождения врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК) по отчетам Минсоцзащиты России доля таких инвалидов составляла 12% от общего числа инвалидов.

С 1991 года «Перечень медицинских показаний, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом», был существенно расширен в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

В результате число детей-инвалидов, получающих социальные пособия по инвалидности, стало быстро расти. Если в 1985 году такие пособия получало 90,6 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, проживающих в семьях, а в1990 году – 155,1 тыс. детей-инвалидов, то в 1991 году число детей-инвалидов увеличилось до 212 тыс., в 1992 году составляло 285 тыс., в 1993 году – 345 тыс., в 1994 году – 399 тыс.. в 1995 году – 454 тыс., в 1996 году — 514 тыс. детей-инвалидов (или 1,4% от общего числа детей в возрасте до 16 лет).

По состоянию на 1996 год, помимо 514 тыс. детей, проживающих в семьях, еще 35,3 тыс. детей-инвалидов проживало в 159 домах-интернатах для глубоко умственно отсталых детей и 0,9 тыс. детей-инвалидов в 6 домах–интернатах для детей с физическими недостатками, принадлежавших системе Минсоцзащиты России.

Еще 18,3 тыс. детей-инвалидов проживало в 252 домах ребенка, входящих в систему Минздрава России.

Кроме того, в этом же 1996 году 199,5 тыс. детей-инвалидов обучалось в 1437 школах-интернатах для детей с умственными и физическими недостатками, 271 тыс. детей-инвалидов — в 1871 вспомогательной школе и 28 тыс. детей-инвалидов — в детских домах системы Минобразования России.

После 1996 года рост численности детей-инвалидов продолжался до 2000 года и составил максимальную величину 675 тыс. человек. Начиная с 2001 года, происходит стабилизация абсолютной численности и доли в детском населении детей- инвалидов, а их доля в детском населении составляет 2%.

С 2000 года в России стали учитываться дети-инвалиды в возрасте до 18 лет. Численность детей-инвалидов, получающих социальные пенсии, сократилась с 675 тыс. человек на 1 января 2000 года до 573 тыс. человек на 1 января 2006 года. В то же время их численность на 10000 детей в возрасте до 18 лет с 2000 года практически не меняется и составляет порядка 205 детей.

Что касается численности детей-инвалидов, находящихся в стационарных учреждениях, то на 1 января 2006 года 29 тыс. детей-инвалидов проживали в 153 учреждениях социального обслуживания и 4 тыс. человек – в 34 реабилитационных центрах для инвалидов молодого возраста. Еще 4 тыс. молодых инвалидов проживали в 34 реабилитационных центрах для инвалидов молодого возраста. При этом очередь для помещения в учреждения для детей-инвалидов была 0,9 тыс. человек.

Кроме того, на 1 января 2006 года 447тыс. детей дошкольного возраста посещали детские сады компенсирующего вида и учреждения с группами компенсирующего назначения (в том числе для детей с нарушением слуха, речи, зрения, интеллекта (умственно отсталых), опорно-двигательного аппарата, с туберкулезной интоксикацией и др.). Еще 167 тыс. детей воспитывались в 1373 школах-интернатах для детей с отклонениями в развитии.

В 1946 государственных и муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии в 2005/2006 учебном году обучалось 236 тыс. детей. Еще 189 тыс. детей обучалось в общеобразовательных учебных заведениях в классах для детей с отклонениями в развитии.

Следует отметить, что в 60-80% случаев детская инвалидность обусловлена пренатальной патологией. В настоящее время просматривается тенденция к росту числа детей, больных детским церебральным параличом, тугоухостью, врожденными и наследственными заболеваниями глаз.

Факторами, способствующими возникновению инвалидности у детей, являются также неблагоприятная экологическая обстановка, неблагоприятные условия труда женщин и мужчин, рост травматизма, недостаточные возможности и недооценка населением значения здорового образа жизни, плохое здоровье родителей, нерациональное питание, плохая питьевая вода, т.е. очень широкий комплекс проблем, связанных с низким уровнем качества жизни значительной части семей.

В то же время, представляется, что очень многое зависит от специальной государственной политики, направленной на профилактику детской инвалидности, реабилитацию и интеграцию детей-инвалидов в социум.

2.  Законодательное регулирование государственной политики  в отношении детей-инвалидов и проблемы его совершенствования

В Российской Федерации вопросы социальной защиты детей-инвалидов регулируются, наряду с общими нормами социального права, также в специальном законодательстве по вопросам социальной защиты инвалидов.

Современная законодательная база социальной защиты инвалидов в России сформировалась под влиянием международно-правовых документов Организации Объединенных Наций.

ООН с начала своего существования проявляла озабоченность проблемами инвалидов как наиболее уязвимой и наименее защищенной части общества.

Имеется целый ряд международно-правовых документов ООН, в которых закреплены права детей-инвалидов. Это Декларация прав ребенка (1959 год), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 год), Декларация о правах умственно-отсталых лиц (1971 год), Декларация о правах инвалидов (1975 год), Конвенция о правах ребенка (1989 год), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 год), Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993 год).

Главным приоритетом политики ООН в отношении инвалидов провозглашена политика их интеграции в общество.

В 1982 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную программу действий в отношении инвалидов и в соответствующей резолюции провозгласила Десятилетие инвалидов ООН.

Основным международным документом, объединившим существующие резолюции и другие правовые документы о жизни инвалидов, стали принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 года «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Правила, в свою очередь, базировались на Билле о правах человека, Пакте об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о правах ребенка, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Всемирной программе действий в отношении инвалидов.

Правила дают конкретные рекомендации государствам принимать меры по устранению препятствий, не позволяющих инвалидам реализовывать свои права и свободы, полноправно участвовать в общественной жизни.

Странам рекомендовано принимать меры по углублению понимания в обществе проблем инвалидов, их прав, потребностей на национальном и местном уровнях. Они предписывают государствам признавать право инвалидов на объединения с целью представлять свои интересы на национальном и местном уровнях, обеспечить участие инвалидов при разработке государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями.

К основным направлениям деятельности государства Правила относят: определение потребностей и самых важных проблем инвалидов, планирование, реализация и оценка услуг и мер, которые необходимо принять в сфере социальной адаптации инвалидов.

В большинстве стран, признающих Стандартные Правила, используется общее законодательство о защите инвалидов. Существует также и специальное законодательство, способствующее более конкретному разграничению проблем инвалидов именно в условиях данной страны. Специальное законодательство действует, как правило, в таких областях как: установление национального координирующего и совещательного органа по вопросам, связанным с инвалидностью, вопросы приспособления окружающей среды для нужд инвалидов, обеспечение финансовой поддержки (социальных выплат) инвалидам, оказание услуг в образовании, занятости, реабилитации и здравоохранении.

При формировании российского законодательства в отношении инвалидов были учтены указанные выше международно-правовые документы.

С учетом этих и других международных документов в 1995 году был принят Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В Законе определены понятие и критерии инвалидности, компетенция федеральных и региональных органов власти по социальной защите этой категории граждан; установлены права и льготы, предоставляемые инвалидам; определена система реабилитации инвалидов и обеспечения их жизнедеятельности.

В указанном Законе социальная защита инвалидов определяется как система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Нужно отметить, что в понятие реабилитации Законом включены не только медицинские мероприятия, но и профессиональная ориентация, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственная адаптация, социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая и социокультурная реабилитация, социально-бытовая адаптация.

Таким образом, основополагающей концепцией в отношении инвалидов является профилактика и реабилитация. Именно реабилитация должна стать инструментом, устраняющим или компенсирующим ограничения жизнедеятельности инвалида.

В России признаны равные гражданские, социальные, культурные права инвалидов.

В целях законодательного обеспечения государственной поддержки инвалидов в России разработаны и введены в действие такие важные законы, как «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О ветеранах», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» и другие.

Отдельные аспекты проблемы инвалидности нашли свое отражение также в Налоговом кодексе Российской Федерации, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Градостроительном Кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности». Принят и введен в действие Федеральный закон, установивший систему социальных гарантий для лиц, пострадавших от испытания ядерного оружия на Семипалатинском полигоне.

Права детей-инвалидов особо закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, а также в Законе Российской Федерации «Об образовании», в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и других законах.

Во исполнение перечисленных законов Правительством Российской Федерации, принято более 20 федеральных нормативных актов. Кроме того, органами исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации по проблемам инвалидов принято свыше 800 нормативных актов.

Следует отметить, что наиболее существенным недостатком российского национального законодательства в области социальной защиты инвалидов, в том числе детей-инвалидов, является недостаточность в законодательстве конкретных механизмов реализации важнейших правовых норм по профилактике инвалидности и реабилитации инвалидов.

Очевидно, что стратегическим направлением реформирования государственной политики в отношении инвалидов, в том числе детей-инвалидов, является переход от вопросов материальной поддержки инвалидов к профилактике инвалидности, обеспечению для инвалидов среды жизнедеятельности и их медицинской, социальной и трудовой реабилитации.

Учитывая значение образования для интеграции детей-инвалидов в общество, целесообразно рассмотреть более подробно вопросы законодательного обеспечения равных возможностей на получение образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

По экспертным оценкам в настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации (4,5% от их общего числа), относятся к категории лиц с ограниченными возможностями и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, соответствующем их особым образовательным потребностям.

Закон Российской Федерации «Об образовании» учитывает особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья. Он гарантирует общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся (воспитанников).

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от состояния здоровья (статья 5). Ограничения прав граждан на профессиональное образование по состоянию здоровья могут быть установлены только законом. В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

В соответствии со статьей 7 рассматриваемого Закона, при реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.

Законом установлено разнообразие форм получения образования, в том числе экстернат, семейное образование (с последующей аттестацией в форме экстерната). Допускается сочетание различных форм.

Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются в соответствии с Законом Правительством Российской Федерации.

Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (или иных законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссий.

Для инвалидов и людей, имеющих родителей инвалидов имеются льготы при поступлении в образовательные учреждения профессионального образования. Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях, и граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, принимаются при условии успешной сдачи вступительных экзаменов вне конкурса в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования.

Граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

Причем, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, граждане вправе неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости.

Еще одним основополагающим нормативно-правовым актом в сфере образования является Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Он также обязывает государство создавать условия для равной доступности высшего и послевузовского профессионального образования. Законом установлено, что студентам-инвалидам I и II групп размер стипендии увеличивается на 50%.

Федеральным законом «О библиотечном деле» подтверждена государственная поддержка специализированных библиотек для слепых, сеть которых создавалась еще в советское время (их насчитывается 70 в разных регионах, 150 тысяч читателей пользуются ими бесплатно).

Таким образом, право лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение образования в основном закреплено федеральным законодательством.

Вместе с тем экспертами отмечается, что необходимы дополнительные законодательные средства для полного обеспечения прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование.

Образование является важным фактором социализации человека, его жизненных возможностей, обеспечения благосостояния, включения в общественную жизнь. Для людей с ограниченными возможностями здоровья возможность получить образование имеет особое значение. Это подтверждается и такими данными, что лишь 15-18% от общего количества инвалидов трудоспособного возраста имеют постоянную работу, но среди тех инвалидов, кто получил высшее и среднее образование, доля имеющих постоянную работу значительно выше — около 60%. Среди выпускников МГТУ им. Н.Э. Баумана, имеющего один из самых высоких рейтингов среди российских вузов, где создана непрерывная система образования для слабослышащих, 100% выпускников трудоустраивается.

Таким образом, необходимо обеспечить более полный охват детей-инвалидов профессиональным образованием.

На законодательном уровне была предпринята попытка решения проблемы образования лиц с ограниченными возможностями через принятие специального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)».

Проект закона был внесен в Государственную Думу в 1997 году членами Совета Федерации В.В. Сударенковым, М.Б. Машковцевым и депутатами Государственной Думы И.И. Мельниковым, О.Н. Смолиным, Д.Н. Абраменковым, З.И. Воронцовой, Т.В. Плетневой, О.П. Гришкевичем.

Разработчики законопроекта обосновывали необходимость его принятия тем, что в специальных средствах образования нуждается до 8% населения Российской Федерации, а фактически получают эти средства не более 4% нуждающихся. По всем показателям специальную педагогическую помощь получает только четвертая часть нуждающихся детей. Не обучаясь вообще, или попадая в обычные школы и затем, выпадая из обучения, дети с отклонениями в развитии, например, умственно отсталые, пополняют социально неблагополучный контингент. Эта категория воспитанников является одним из основных контингентов, пополняющих ряды несовершеннолетних правонарушителей.

Причины подобного положения виделись как в трудностях перехода от плановой экономики к рыночной, так и в недостаточном уровне правового регулирования данной сферы.

По мнению разработчиков законопроекта, принятие Закона о специальном образовании позволило бы обеспечить реализацию государственных гарантий на получение определенного уровня образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Данный законопроект устанавливал ряд важных правовых норм:

· государственную политику в области специального образования;

· компетенцию Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области специального образования;

· право лиц с ограниченными возможностями здоровья на освидетельствование и соответствующее признание права на специальное образование;

· формы получения специального образования (обучение на дому, обучение во время пребывания в стационарном лечебном учреждении, интегрированное обучение и т. д.);

· типы и виды специальных образовательных учреждений в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых ими образовательных программ, направлениями деятельности по реабилитации и возрастом обучающихся (воспитанников);

· особенности аттестации лиц с ограниченными возможностями здоровья, определял цели, задачи и механизмы деятельности психолого-медико-педагогических консультаций и психолого-медико-педагогических центров;

· порядок нормативного финансирования специального образовательного учреждения;

· особенности реорганизации и ликвидации, а также особенности лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Законопроект получил отрицательный отзыв Правительства России на основании того, что значительная часть норм, содержащихся в законопроекте, дублирует дословно или с некоторыми редакционными изменениями нормы федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Кроме того, проект закона содержал большое количество отсылочных норм.

Но самое главное — принятие указанного законопроекта требовало дополнительных затрат в сумме около 1 трлн. рублей (в ценах 1997г.), в то время как источники финансирования законопроектом определены не были.

После принятия Государственной Думой и одобрения Советом Федерации, законопроект был отклонен Президентом России в 1999 году, а в 2004 году снят с рассмотрения Государственной Думы, несмотря на обращения ряда региональных органов законодательной власти и общественных организаций инвалидов с просьбой возобновить работу над законопроектом.

В 2002 году Парламентской Ассамблеей стран СНГ был принят Модельный Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», который является основой для разработки, принятия и (или) совершенствования национального законодательства в области специального образования государств – участников СНГ.

Закон определяет понятия ограниченные возможности здоровья, полное государственное обеспечение, интегрированное образование и другие формы специального образования. Подробно характеризует образовательные учреждения специального образования. В Законе раскрывается в обобщенном виде механизм финансирования специального образования.

Законодательные акты о специальном образовании приняты в ряде субъектов Российской Федерации. Так, например, в 2002 году в Ленинградской области принят Областной Закон «О специальном (коррекционном) образовании в Ленинградской области».



3.  О некоторых мерах, реализуемых Правительством Российской Федерации  в части обеспечения прав детей-инвалидов и их социальной защиты

Большое значение в становлении и развитии новой системы работы с детьми-инвалидами и их семьями имеет федеральная целевая программа «Дети России».

Так, благодаря реализации федеральной целевой программы «Дети-инвалиды», рассчитанной до 2002 года, было начато формирование в России системы профилактики детской инвалидности.

В том числе обеспечивался скрининг новорожденных на группу патологий, началось формирование системы реабилитации детей-инвалидов в органах социальной защиты населения, решалась задача координации деятельности министерств и ведомств в деле комплексной реабилитации, профессионально-трудовой подготовки детей-инвалидов, по выявлению наследственных заболеваний.

В частности, в 2002 году были закуплены и поставлены в федеральные и межрегиональные медико-генетические центры и консультации шести регионов России высокоавтоматизированные лаборатории «Viktor» для проведения неонатального и пренатального биохимического скрининга; закуплены российские и импортные препараты для обеспечения лечения новорожденных и детей первого года жизни, страдающих фенилкетонурией; в 89 субъектов Федерации поставлено 190 звукореакторотестов, а так же другие сложные диагностические приборы для массового аудиологического обследования детей.

Согласно разделу программы «Оснащение техническими средствами реабилитации учреждений для детей с умственными и физическими отклонениями» осуществлялась закупка и поставка различных видов оборудования в учреждения для детей-инвалидов систем социальной защиты, здравоохранения и культуры.

Минтрудом России было выделено 380 единиц автотранспорта, 43 трактора, 10,8 тыс. слуховых аппаратов, 1,3 тыс. комплектов развивающего оборудования, 1,7 тыс. реабилитационных нагрузочных и пневмомассажных комбинзонов, 11,2 тыс. ортезных изделий для детей-инвалидов, 845 штук индивидуальных средств реабилитации для глухих и др. Это оборудование было поставлено в 588 реабилитационных учреждений для детей-инвалидов 86 субъектов Федерации.

Минобразованием России было закуплено и поставлено в специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей 597 комплектов реабилитационного оборудования, 33 комплекта звукоусиливающей аппаратуры, 97 комплектов оборудования для глухих и слабослышащих детей, 466 комплектов оборудования для слепых и слабовидящих детей и другое оборудование, которое было направлено в 531 детское специальное (коррекционное) образовательное учреждение 72 субъектов Российской Федерации.

Минздравом России в рамках программы был закуплено и поставлено реабилитационное оборудование для Российского реабилитационного центра «Детство».

Минкультуры России за счет средств программы было направлено в 5 субъектов Федерации 5 передвижных центров-лицеев для детей-инвалидов.

Были также проведены многочисленные федеральные и региональные фестивали, конкурсы, спартакиады с участием детей-инвалидов.

За счет средств федеральной целевой программы «Дети-инвалиды» до 2002 года были разработаны и направлены в регионы 1700 комплектов методических пособий и кассет, организованы разнообразные курсы по повышению квалификации специалистов, работающих с детьми-инвалидами.

В результате выполнения федеральной целевой программы "Дети России" на 2003 — 2006 годы было достигнуто некоторое снижение инвалидности среди детей с хронической патологией.

В том числе удалось расширить сеть реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями (с 293 в 2002 году до 324 в 2005 году). Оснащение их современным оборудованием позволило создать условия для более полного удовлетворения потребностей детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в реабилитационных услугах. Доля детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, возросла с 21,8% в 2002 году до 32% в 2006 году. Но до полного охвата детей-инвалидов реабилитационными услугами пока еще далеко, и это один из самых существенных недостатков государственной политики в отношении детей-инвалидов.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) к приоритетным направлениям государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации отнесены:

· охрана и укрепление здоровья детей и подростков;

· проведение профилактической работы с семьями для предупреждения их социального неблагополучия;

· повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

· создание условий для активного включения детей в социально-экономическую и культурную жизнь общества.

В марте 2007 года Постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена очередная федеральная целевая программа "Дети России" на 2007-2010 годы, которая является продолжением программы «Дети России» на 2003-2006 годы.

Целями Программы «Дети России» на 2007-2010 годы являются создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, а также государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

К основным задачам Программы относятся обеспечение безопасного материнства и рождения здоровых детей, охрана здоровья детей и подростков, в том числе репродуктивного здоровья; профилактика и снижение детской и подростковой заболеваемости, инвалидности и смертности; обеспечение полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов и их интеграции с обществом и др.

Финансирование мероприятий Программы предусматривается за счет средств федерального бюджета, а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке софинансирования и при условии разработки субъектами Российской Федерации собственных региональных программ, финансируемых за счет средств своих бюджетов.

Затраты на реализацию Программы за счет всех источников финансирования должны составить 47,8 млрд. рублей, из них за счет средств федерального бюджета –10,1 млрд. рублей, средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 36,3 млрд. рублей, средств внебюджетных источников –1,4 млрд. рублей.

Внебюджетные средства будут привлекаться за счет средств общественных организаций и спонсорских средств.

Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета планируется осуществлять по следующим направлениям:

· капитальные вложения – 6,9 млрд. рублей;

· научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – 0,04 млрд. рублей;

· прочие нужды – 3,1 млрд. рублей.

Достижение указанных выше целей и задач будет осуществляться в рамках реализации подпрограмм, входящих в Программу.

В цели подпрограммы «Дети и семья» входит комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции с обществом. В рамках указанной подпрограммы содержится направление «Семья с детьми-инвалидами», предусматривающее решение таких задач, как:

· развитие и ежегодное обновление федерального банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья;

· внедрение современных технологий при оказании консультативной помощи по реабилитации, воспитанию детей-инвалидов в семье и их социальной адаптации;

· материально-техническое оснащение специализированных учреждений для детей-инвалидов;

· внедрение современных технологий и форм реабилитации детей-инвалидов на базе реабилитационных учреждений для детей-инвалидов;

· создание учебно-производственных, трудовых и творческих мастерских в специализированных учреждениях для детей-инвалидов;

· проведение всероссийских и региональных мероприятий для детей-инвалидов (фестивалей, спартакиад и др.);

· разработка методик и технологий комплексной реабилитации детей-инвалидов в условиях семьи и учреждений социального обслуживания семьи и детей;

· строительство и реконструкция специализированных учреждений для детей-инвалидов.

Реализация мероприятий подпрограммы "Здоровое поколение" позволит продолжить совершенствование государственной поддержки службы материнства и детства, повысить доступность и качество медицинской помощи женщинам и детям, добиться к 2011 году снижения показателя первичного выхода на инвалидность детей в возрасте до 17 лет.

Планируется также внедрить новые реабилитационные технологии, увеличить количество детских реабилитационных центров и укрепить их материально-техническую базу, привить детям-инвалидам профессиональные навыки и создать предпосылки к обеспечению равных возможностей для детей-инвалидов.

Оценка реализации направления "Семья с детьми-инвалидами" к 2011 году будет контролироваться по следующим показателям:

· удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве детей-инвалидов — 43,1 процента;

· удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами — 25,2 процента.

Планируется достигнуть экономии затрат федерального бюджета за счет:

· предотвращения получения детьми инвалидности вследствие проведения скрининга новорожденных и соответствующих профилактических мероприятий;

· уменьшения количества детей школьного возраста, получающих инвалидность;

· уменьшения количества детей школьного возраста, переходящих в 3-ю группу здоровья из 2-й группы;

· увеличения количества детей школьного возраста, переходящих в 1-ю группу здоровья из 2-й группы;

· увеличения относительной доли детей, оставшихся без попечения родителей, направляемых на воспитание в семьи граждан;

· уменьшения числа правонарушений несовершеннолетних и снижения количества подростков, направляемых в исправительные учреждения.

Увеличение численности трудоспособного населения может быть достигнуто за счет:

· уменьшения количества инвалидов (скрининг, профилактическая работа с детьми школьного возраста 2-й группы здоровья);

· возможности работать для родителей, чьи дети не стали инвалидами;

· возможности работать для родителей вследствие проведения в отношении их детей-инвалидов реабилитационных мероприятий;

· возможности трудоустроиться детям-инвалидам по достижении соответствующего возраста и вследствие проведения реабилитационных мероприятий;

· уменьшения количества подростков, попадающих в исправительные учреждения.

По мнению разработчиков Программы предполагается, что средства, направленные на реализацию Программы, окупятся к ее окончанию. В 2011 году экономический эффект от реализации Программы составит около 19 млрд. рублей. В последующие 10 лет экономический эффект от реализации Программы будет возрастать и в 2020 году составит около 29 млрд. рублей в год. Численность населения, сохранившего трудоспособность в результате реализации Программы, к 2020 году составит около 230 тыс. человек.

Предполагается, что реализация мероприятий Программы позволит:

· улучшить качество жизни и здоровье детей;

· повысить качество и доступность социальных услуг для семей с детьми, в первую очередь для семей с детьми-инвалидами;

· усовершенствовать государственную систему социальной защиты и поддержки несовершеннолетних в целях обеспечения оказания экстренной и оперативной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также выполнения долговременной последовательной работы по поддержке детей, нуждающихся в особой заботе государства.

Таким образом, выполнение комплекса мероприятий Программы должно способствовать, в частности, профилактике детской инвалидности и улучшению качества жизни детей-инвалидов и семей с детьми инвалидами.

В то же время выделяемых на реализацию программы финансовых средств недостаточно с точки зрения обеспечения полного охвата государственной поддержкой и реабилитацией детей-инвалидов в Российской Федерации.

В настоящее время реализуется также федеральная целевая программа «Развитие образования на 2006-2010 годы», предусматривающая принятие мер для расширения возможностей получения образования детьми с ограниченными возможностями (увеличения количества детей указанной категории, получивших общее среднее или профессиональное образование).

В 2005 году утверждена федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы»21.

В рамках указанных выше программ удалось добиться некоторых позитивных изменений в вопросе реализации права детей-инвалидов инвалидов на образование.

Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья создана дифференцированная система специального (коррекционного) образования, которая включает в себя: дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) компенсирующего вида или специальные (коррекционные) группы при дошкольных образовательных учреждениях общего вида; специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; специальные (коррекционные) классы для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии при образовательных учреждениях общего вида; образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Развивается сеть специальных учреждений профессионального образования, внедряются новые технологии и методики профессионального обучения людей с ограниченными возможностями в обычных учреждениях среднего профессионального образования и вузах.

Большое значение имеет внедрение новых технологий. Современные методы диагностики позволяют выявлять большинство отклонений в развитии ребенка в возрасте до 3-х лет. При этом специальные коррекционно-педагогические программы помощи детям раннего возраста позволяют улучшить развитие ребенка, дают возможность в последствии обучаться в обычной, а не специальной школе.

В 1999 году по решению коллегии Минобразования России, посвященной вопросам совершенствования специального образования, акцент в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья был перенесен на дошкольный возраст. На заседании коллегии была одобрена Концепция реформирования системы специального образования, предусматривающая создание единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства и консультирования семей, развитие системы коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста.

В целях разработки и внедрения государственной системы раннего выявления отклонений в развитии детей и оказания им психолого-педагогической и медико-социальной помощи на базе Института коррекционной педагогики Российской академии образования с 1 января 2000 г. Минобразованием России создано государственное научное учреждение «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» В настоящее время в субъектах Российской Федерации уже существует 16 центров раннего выявления и помощи детям с отклонениями в развитии.

По состоянию на 1 января 2006 года в системе дошкольных образовательных учреждений работа по обучению, воспитанию и коррекции ведется в 10,474 тыс. детских садах и группах компенсирующего вида с 447,2 тыс. детей. Из них детских садов и групп для детей:

· с нарушением слуха – 158 (5,2 тыс. чел.);

· с нарушением речи (при сохраненном слухе) – 7549 (272,5 тыс. чел.);

· с нарушением зрения – 539 (37,3 тыс. чел.);

· для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых) – 270 (12,7 тыс. чел.);

· с нарушением опорно-двигательного аппарата – 586 (39,3 тыс. чел.);

· санаторного типа для детей с туберкулезной интоксикацией – 872 (46,5 тыс. чел.);

· других профилей 559 (33,8 тыс. чел.).

По информации Минобрнауки России сеть специальных (коррекционных) образовательных школ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии включает в себя 8 видов общеобразовательных школ (школ-интернатов) для детей с физическими и умственными недостатками, а также общеобразовательных школ индивидуального обучения детей-инвалидов на дому. Всего их в 2005/2006 учебном году по данным Федеральной службы статистики было 1946 с общим контингентом обучающихся свыше 236 тыс. человек (более 20 из них — школы индивидуального

обучения)22. Обучение и коррекция развития в данных учреждениях реализуется по 15 учебным программам.

Предусмотрена возможность обучения детей с выраженной умственной отсталостью и детей с множественными нарушениями в условиях образовательных учреждений. Ранее такие дети направлялись только в учреждениях системы социального развития.

Учитывая общемировой подход к совместному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников, в России в последние годы усиливается процесс развития интеграционного (инклюзивного) образования.

Долгое время государственная политика была ориентирована на содержание детей с ограниченными возможностями в интернатах, обучение и воспитание таких детей исключительно в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения. По мнению экспертов, это ведет к углублению неравенства людей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация интегрированного (инклюзивного) подхода выступает в качестве гуманистической альтернативы специальному обучению. Инклюзивное образование использует гибкий подход к преподаванию для удовлетворения различных потребностей в обучении. Как показывает российская и международная практика, обучение становится более эффективным, и выигрывают от этого все дети.

Внедрение инклюзивного образования позволяет менять отношение общества к инвалидам на более позитивное, разрушать отчужденность. Инклюзивное образование позволяет осуществлять непрерывное образование. В 2001 году Минобразования России, Институт коррекционной педагогики РАО и Московское бюро ЮНЕСКО провели Международную научно-практическую конференцию по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. На конференции была принята Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями), которая основана на принципах: интеграции через раннюю диагностику; обязательной коррекционной помощи каждому ребенку; разноуровневые модели интеграции.

Уже накоплен опыт внедрения интегрированного образования в практику. В настоящее время почти 1,5 тысячи детей с нарушениями слуха обучаются вместе с нормально слышащими детьми.

Кроме того, свыше 100 тыс. детей, имеющих легкие нарушения звукопроизношения или письменной речи, посещают почти 5 тыс. логопедических пунктов при общеобразовательных учреждениях. Комплектование образовательных учреждений (групп, классов), в которых ведется обучение, воспитание и коррекция развития детей с ограниченными возможностями во многом зависит от качества работы психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК). Общее количество постоянно работающих и периодически создаваемых ПМПК составляет более 1400.

В специальных (коррекционных) классах при общеобразовательных учреждениях (школах и школах-интернатах) в 2005/2006 учебном году обучалось более 188,8 тыс. человек, в том числе: в классах для умственно отсталых детей – 26,7 тыс. чел., в классах для детей с задержкой психического развития – 149 тыс. чел. Специальные (коррекционные) классы для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в которых ребенок может получать образование, создаются территориально приближенными к месту его жительства, что ведет к сокращению интернатных учреждений для данной категории детей.

Необходимо отметить, что для успешного развития детей-инвалидов, создания условий их интеграции в общество важную роль играет семейное воспитание. В связи с этим политика государства направлена на поддержку семей, имеющих детей инвалидов и создания условий, позволяющих воспитывать детей не в интернатных учреждениях, а в семье.

Тем не менее, в России на 1 января 2006 года в 254 домах ребенка находилось 20,6 тыс. детей, функционировало 1373 школы-интерната для детей с отклонениями в развитии, (в которых обучалось 167 тыс. детей), из них 224 школы-интерната для детей с отклонениями в развитии – сирот (в которых обучалось 20,6 тыс. детей).

В связи с новыми социальными требованиями к системе образования повышается значимость деятельности по психологическому обеспечению образования.

Создана служба практической психологии на всех уровнях системы образования (от дошкольного до высшего), которая призвана оказывать первичную и специализированную помощь участникам образовательного процесса, осуществляет их психологическое просвещение, профилактику, диагностику, коррекцию, консультативную деятельность.

Деятельность службы основывается на принципах коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, индивидуальной психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку, ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии, сотрудничества семьи и школы. Служба является основой объединения действий педагогов, психологов, социальных педагогов, медицинских работников и других специалистов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития на всех этапах обучения в образовательном учреждении. Решение данных проблем возложены на образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. В настоящее время функционирует почти 900 данных учреждений.

Нужно также отметить, что подготовка специалистов для системы специального (коррекционного) образования ведется на факультетах или отделениях коррекционной педагогики (дефектологии) в 33 вузах страны и 17 образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Большая роль в совершенствовании коррекционно-образовательного процесса отводится системе повышения квалификации. В настоящее время в стране функционирует 94 учреждения дополнительного профессионального образования. В их составе имеются 11 кафедр специальной педагогики и психологии и 25 самостоятельных учебно-методических подразделения дефектологии. Основные направления развития сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений (СКОУ): развитие сети школ надомного обучения; создание нормативной базы для их существования; перевод специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с физическими недостатками (I-VI видов) на финансирование из муниципальных бюджетов на бюджет субъектов РФ; укрепление материально-технической базы СКОУ; создание объединенных специальных (коррекционных) учреждений для детей из СКОУ разных видов; создание нормативной базы для интегрированного обучения детей в образовательных учреждениях общего назначения; расширение сети центров ранней диагностики и сопровождения детей с отклонениями в развитии; создание и обновление нормативной базы для работы психолого-медико-педагогических комиссий с учетом происходящих изменений и изменений законодательства (в части реализации прав детей с отклонениями в развитии на получения образования); стабилизация деятельности существующей сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений и развитие инновационных видов СКОУ. Учредителями специальных (коррекционных) образовательных учреждений являются органы управления образованием субъектов Российской Федерации или муниципальные органы управления образованием. Финансирование специальных коррекционных образовательных учреждений осуществляет учредитель.

Качество жизни людей с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от возможности получения профессиональной подготовки и последующего трудоустройства.

По данным Минздравсоцразвития России изучение потребности инвалидов в профессиональном образовании выявляет высокий процент выдачи рекомендаций по профессиональной подготовке и переподготовке на производстве – примерно 36% в среднем по России. Примерно 20% составляют рекомендации по обучению в учреждениях профессионального образования общего типа. В соответствии с законодательством создаются специализированные профессиональные образовательные учреждения и соответствующие условия в учреждениях общего типа для осуществления интегрированного образования. В настоящее время, в связи с изменением структуры производства, существует потребность в переобучении и переквалификации инвалидов старших возрастов.

В системе социальной защиты населения действует 45 учебных заведений для людей с ограниченными возможностями здоровья, из них: 34 учебных заведения начального профессионального образования регионального подчинения, 11 федеральных техникумов-интернатов и ряд центров профессиональной реабилитации иной подчиненности. В настоящее время идет процесс реорганизации специализированных учебных заведений в центры профессиональной реабилитации. Подобные центры уже действуют в Санкт-Петербурге и Новокузнецке. В данных центрах создана специальная учебно-реабилитационная среда.

По данным Министерства образования и науки Российской Федерации в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования обучается порядка 5 тыс. студентов с ограниченными возможностями здоровья: в Центральном федеральном округе – 1428 чел., в Северо-Западном– 324 чел., в Южном — 814 чел., в Приволжском – 912 чел., в Уральском – 509 чел., в Сибирском – 894 чел., в Дальневосточном – 274 чел.

На основе конкурса Министерством образования с 2003 года созданы 18 учебно-методических центров по среднему профессиональному образованию (2-3 в каждом федеральном округе) и 26 учебно-методических центров по начальному профессиональному образованию инвалидов (по 2-4 в каждом округе страны).23

Каждый 5-й инвалид стремится в настоящее время получить высшее образование. Вместе с тем, только 1% от общего числа инвалидов заканчивают вузы.

Поэтому необходимо предпринимать специальные меры для обеспечения возможности реализации прав инвалидов на получение высшего профессионального образования. Основные направления данного процесса:

· обеспечение доступности, создание безбарьерной среды;

· распространение интегрированного обучения;

· обеспечение медико-реабилитационного сопровождения;

· использование современных методов обучения;

· создание системы профориентации на основе качественного образования;

· учет потребностей рынка труда и помощь в трудоустройстве.

В ноябре 2003 года, в соответствии с приказом Минобразования России «О совершенствовании профессионального образования инвалидов» на основе конкурса среди образовательных учреждений были определены 5 федеральных головных учебно-методических центра по подготовке инвалидов.

Это следующие вузы:

· Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (по работе с инвалидами по слуху), который ведет работу в том направлении с 1934 года,

· Московский государственный гуманитарный институт-интернат (по работе с инвалидами, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата),

· Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге (по работе с инвалидами по зрению).

· Новосибирский государственный технический университет является экспериментальной площадкой по непрерывному профессиональному образованию инвалидов разных категорий в условиях университетского комплекса.

· Московский педагогический государственный университет – экспериментальная площадка по высшему профессиональному педагогическому образованию инвалидов.

Кроме того, созданы учебно-методические центры и экспериментальные площадки по обучению инвалидов в каждом федеральном округе.

Большое значение для расширения возможностей инвалидов получать высшее образование имеет внедрение новейших технологий. Так Северо-западный государственный заочный технический университет использует дистанционную форму обучения инвалидов, проживающих в отдаленных районах, а также ограниченных в передвижении. На платной основе дистанционная форма обучения предлагается в ряде образовательных учреждений, в частности, в Московском заочном народном университете искусств на факультетах: изобразительном, музыкальном, киноискусства, театральном.

В Челябинском государственном университете с 1992 года действует система интегрированного обучения инвалидов. В настоящее время 200 студентов с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, и др.) обучаются на 14 факультетах университета. На базе Интернет-сайта Челябинского государственного университета, создан специализированный сайт, на котором размещены адреса образовательных учреждений, где получают профессиональное образование всех уровней студенты с ограниченными возможностями, а также осуществляется подготовка специалистов в области социальной работы.

Например, в Москве опыт обучения студентов с ограниченными физическими возможностями имеют: Русский гуманитарный интернет-университет, Московский государственный социально-гуманитарный институт, Государственный специализированный институт искусств в структуре Российского международного центра творческой реабилитации инвалидов Министерства культуры России, Московская государственная академия физической культуры, Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала всероссийского общества слепых «РЕАКОМП», Российский государственный социальный университет и многие другие вузы.

Многие специалисты отмечают, что часто юноши и девушки, получившие общее полное образование в специальных учреждениях, трудно адаптируются к получению профессионального образования в обычных образовательных учреждениях. Это делает особенно актуальным вопрос развития интегрированного, образования на уровне общеобразовательной школы.

В то же время предпринимаемых усилий недостаточно. Необходимо обеспечить дальнейшее развитие профессионального образования для инвалидов.

4.  Наиболее острые проблемы детской инвалидности

Обеспечение прав детей-инвалидов в России имеет целый ряд существенных проблем.

Недостаточно развита практика в области судебной и административной деятельности, направленная на реализацию прав инвалидов. Сложно обеспечивать права инвалидов с тяжелыми формами заболеваний из-за ограничения в передвижении и недоступности судов и исполнительных органов для посещения инвалидами.

Многие инвалиды России не информированы о своих правах, порой информация носит неполный характер.

Актуальна проблема врачебной ошибки и халатности медицинского персонала, невыполнение правил в отношении больного (как одна из причин инвалидности).

Несмотря на то, что Россия в соответствии с Конституцией страны — социальное государство, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина для всех членов общества вне зависимости от каких либо различий, люди с ограниченными возможностями не всегда могут в полной мере воспользоваться своими конституционными правами.

Проблемы, прежде всего, связаны с наличием барьеров, мешающих интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Потребности таких людей не учтены: в планировке большинства зданий образовательных учреждений и библиотек, в общественном транспорте, на улицах городов и сельских поселений. Инвалиды — колясочники живут, зачастую, в неприспособленных жилищах, при отсутствии лифтов и пандусов, в результате не могут из-за наличия ступеней покинуть жилище, или попасть в образовательное учреждение. Неприспособленность общественного транспорта, препятствует его использованию инвалидами.

Глобальной тенденцией, является и тот факт, что инвалиды составляют значительную часть малообеспеченного населения во всех странах, не исключая Россию. Значительная часть детей-инвалидов воспитывается в неполных семьях, чаще всего без отца, и, как правило, такие семьи относятся к наиболее малообеспеченным. Бедность не позволяет использовать новейшие технические возможности для дистанционного образования и создает другие сложности.

В настоящее время имеются многочисленные проблемы в обеспечении комплексной реабилитации детей-инвалидов.

В этой работе принимают участие как минимум семь структур. Это администрация региона и муниципалитета, бюро медико-социальной экспертизы, органы и учреждения социальной защиты населения, здравоохранения, образования, труда и занятости, юстиции, а также общественные организации инвалидов и родителей. В результате семьи с детьми инвалидами испытывают трудности в получении нужной социальной поддержки, не зная, в какое учреждение следует обращаться по каждому конкретному вопросу.

Серьезные проблемы связаны с деятельностью системы медико-социальной экспертизы и комплексной реабилитации детей-инвалидов. Зачастую затягивается прохождение медико-социальной экспертизы, не обеспечен полный охват всех детей-инвалидов индивидуальными программами реабилитации.

Еще один блок проблем возник в связи с реализацией Федерального закона № 122-ФЗ о «монетизации» льгот.

Дети-инвалиды переживают общие со взрослыми инвалидами трудности в обеспечении бесплатными лекарственными средствами, санаторно-курортным лечением, в своевременном, достаточном и качественном обеспечении техническими средствами реабилитации.

Недостаточно развита сеть специальных общеобразовательных учреждений. К сожалению, в ряде случаев контроль за состоянием специального (коррекционного) образования в регионах осложнен отсутствием в некоторых органах управления образованием субъектов Российской Федерации специализированных отделов или секторов. В подавляющем большинстве районных и городских отделов управления образованием отсутствуют должности специалистов по специальному (коррекционному) образованию.

Имеет место дефицит профессионально подготовленных кадров для системы социального обслуживания детей-инвалидов. Из более, чем 180 тыс. учителей, воспитателей, психологов, социальных педагогов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, только около 10% имеют специальное дефектологическое образование. Повышение численности инвалидов приводит к еще большему обострению проблемы кадров24.

Отдельной проблемой является отсутствие специально разработанных для этой категории лиц государственных образовательных стандартов, программно-методического сопровождения. Содержание обучения не учитывает реальные возможности обучающихся. Нет специальных пособий, учебников, программ.

Определенный пласт проблем сложился в сфере образования детей с ограниченными возможностями.

Крайне недостаточна сеть образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих адаптивную среду для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Например, по данным Федерального агентства по образованию только половина детей с ограниченными возможностями здоровья обучается в адекватных условиях. Высокая наполняемость групп (25-30 человек) приводит к повышению утомляемости, истощению нервной системы обучающихся, трудностях в освоении программы.

Кроме того, образовательные учреждения профобразования для инвалидов не равномерно распределены по территории страны. Например, в республиках Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия-Алания, в областях Амурской, Белгородской, Камчатской, Сахалинской, в Еврейской автономной области, Корякском, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах вопросы профессионального образования инвалидов не наши отражения в региональных нормативных правовых актах, учреждений для их профессионального образования и интегрированного обучения нет.25

Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений, прошедшие хорошую социальную реабилитацию, и выпускники с ограниченными возможностями учреждений профессионального образования зачастую являются неконкурентоспособными на рынке труда.

Решение проблемы профессионального образования людей с ограниченными возможностями здоровья связано со значительными финансовыми затратами.

Так, например, по информации МГТУ им. Н.Э. Баумана, на обучение слабослышащего студента требуется в 2-3 раза больше средств, чем на подготовку обычного, это справедливо для всех уровней образования. Необходим сурдо-перевод, специальные экраны для видеотрансляций лекций и сканеры. Срок обучения таких студентов на 1 год длиннее, чем обычно. Преподаватели должны иметь специальные навыки.

Руководители регионов зачастую не хотят вкладывать средства в интернатные и образовательные учреждения для инвалидов, так как это большие вложения в обеспечение нужд небольшого контингента населения.

Проблемы профессионального образования инвалидов, тесно связаны с получением ими среднего образования. С 1 января 2005 года, в связи с принятием Федерального закона 122-ФЗ от 22.08.2004г., вступили в действие новые редакции Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Теперь вопросы обеспечения права лиц с ограниченными возможностями на получение общего (полного) образования находятся в компетенции субъектов Российской Федерации. Это создает неравные условия для людей, проживающих в различных регионах, соответственно нарушается равенство их конституционных прав на получение общего образования, особенно с учетом того, что это наименее мобильная категория населения.

Предстоящие реформы образования в части введения профильного образования, подушевого финансирования образования, единого государственного экзамена, реструктуризации сельских школ и другие слабо учитывают потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Так, например, сокращение сети сельских школ может значительно снизить возможности детей-инвалидов на селе жить в семье и обучаться в обычной школе.

Принятый в 2007 году Федеральный закон о введении ЕГЭ не учитывает особые потребности инвалидов. Сначала в целом по России инвалиды проходили вступительные экзамены в учреждения профессионального образования в традиционной форме26. В то же время эксперимент, проведенный органами управления образованием Ленинградской области и Санкт-Петербурга, показал, что ЕГЭ может открыть перед детьми-инвалидами новые возможности. В настоящее время инвалидам предоставляется возможность сдавать ЕГЭ на добровольной основе либо в традиционной форме27.

При переходе на подушевое финансирование образования, при введении новых форм оплаты труда педагогов, когда заработок ставится в зависимость от нагрузки и качества выполняемой работы, необходимо предусмотреть особые меры, способствующие развитию интегрированного (совместно со здоровыми детьми) обучению инвалидов. Пока разработанная Минобрнауки России Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования не достаточно учитывает фактор введения в школах интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

В законодательстве не оговорена возможность установления более высоких нормативов финансирования специальных образовательных учреждений и нормативов финансирования обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в обычных образовательных учреждениях с учетом особых потребностей данных учреждений и обучающихся.

Потребности инвалидов не интегрированы в общее законодательство России в полной мере, в части создания «безбарьерной среды»: установления специальных правил при строительстве зданий и сооружений, безопасности на улицах, обеспечения доступности транспорта28.

Установка пандусов и лифтов в вузах, где осуществляется обучение инвалидов – колясочников, также требует значительных затрат, более того все аудитории, помещения, проходы, должны позволять таким студентам перемещаться свободно. Зачастую вузы, работающие на включение людей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс, осуществляют переоборудование помещений за счет внебюджетного финансирования.

Проблема соблюдения прав детей-инвалидов в Российской Федерации поднималась в Заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка, данных Российской Федерации по результатам рассмотрения Первого (1993 год), Второго (1999 год) и Третьего (2005 год) периодических докладов Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка; в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации»; в докладе Генеральной прокуратуры Президенту Российской Федерации «Об исполнении законодательства о социальной защите детей-инвалидов» (февраль 2002 года), а также в представлении заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации (январь 2006 года).

Новейшие данные о проблемах обеспечения прав детей-инвалидов содержатся в специальном докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 год «О соблюдении прав детей инвалидов в Российской Федерации» (далее именуется – Доклад).

В Докладе отмечается нестабильность семейных отношений, связанных с рождением ребенка-инвалида. Рождение больного ребенка зачастую ведет к распаду семьи. В 50% случаев отцы оставляют такую семью, и лишь 4 процента из них помогают воспитывать ребенка, 32% отцов никогда не встречаются со своими детьми. Мать одна вынуждена нести все бремя забот о ребенке-инвалиде. По данным статистики расходы на больного ребенка в 3 раза выше, чем на здорового. Душевой доход ниже прожиточного минимума имеют 72% семей с детьми-инвалидами.

В рассматриваемом Докладе обращает на себя внимание жесткость оценок, касающихся положения детей-инвалидов в Российской Федерации и соблюдения их прав.

В нем содержатся выводы, что ряд основополагающих требований международных актов в отношении детей-инвалидов пока еще не нашел своего отражения в российском законодательстве.

Нарушается конституционное право на образование и социальную интеграцию детей-инвалидов. Отсутствует действенная государственная система поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, что остается серьезной проблемой и является одной из главных причин социального сиротства детей-инвалидов. Многие дети-инвалиды помещаются в детские интернатные учреждения. Нередко в этих учреждениях дети подвергаются жестокому обращению, унижающему человеческое достоинство. Отсутствует нормативно-правовое регулирование интегрированного (инклюзивного) образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, патронатного семейного воспитания, независимого контроля за соблюдением прав детей. Кроме того, и законодательная база, определяющая деятельность органов местного самоуправления, не соответствует задачам защиты прав детей.

В Докладе отмечается, что основными причинами несоблюдения прав детей-инвалидов в Российской Федерации являются:

· традиционный приоритет государственной поддержки направления в интернаты детей с нарушениями развития, по сравнению с мерами по поддержке семьи (прежде всего, родной, затем — приемной и опекунской);

· неисполнение норм действующего законодательства, связанного с реабилитацией и образованием детей-инвалидов;

· непроработанность механизмов реализации законов, регламентирующих эту сферу;

· лишение большинства семей, в результате принятия Федерального закона о «монетизации» льгот № 122-ФЗ, возможности обращаться в негосударственные организации, которые дополняют (а иногда заменяют) государственную инфраструктуру помощи детям.

В Докладе приводятся следующие данные о нарушении права детей-инвалидов жить и воспитываться в семье: 29 тысяч детей-инвалидов постоянно живут в домах-интернатах органов социальной защиты; 67 тысяч — в специальных (коррекционных) школах-интернатах органов образования; 5 тысяч — в домах ребенка. Таким образом, 17 процентов (101 тысяча) детей-инвалидов лишены семейной среды. При этом доля детей-инвалидов с отклонениями в умственном и психическом развитии детей, постоянно живущих в интернатных учреждениях, достигает 30 процентов и имеет тенденцию к увеличению.29

Основная причина этого — неприемлемые социально-экономические условия, в которые поставлены многие семьи с детьми-инвалидами.

Государственная политика в отношении детей с выраженными аномалиями развития до сих пор была построена на приоритете «изъятия» их из общества, содержания в закрытых стационарных учреждениях. Государство продолжает выделять гораздо больше средств на интернаты, чем на поддержку семьи или на альтернативное семейное устройство детей. На поддержание интернатной системы расходуются значительные государственные средства: средняя стоимость содержания ребенка в интернате составляет 14 тыс. рублей в месяц, тогда как пособие на ребенка, живущего в семье, в 5-7 раз меньше.

К Уполномоченному по правам человека поступает информация о том, что детей-инвалидов с расстройствами психики и нервной системы, а также с множественными врожденными нарушениями (таких детей 95 тысяч) не принимают в детские сады, в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, отказывают в предоставлении услуг в центрах и отделениях социального обслуживания.

Несмотря на рост числа центров и отделений, призванных оказывать услуги по реабилитации и адаптации детей-инвалидов, (по данным Минздравсоцразвития России, в 2004 году их было 605, а в 1994-м всего 71), число их недостаточно, а регулирующие их работу нормативные документы ориентированы на помощь детям с минимальными нарушениями, дети же с более тяжелыми формами инвалидности туда не попадают.

Родителям чаще всего совершенно невозможно получить для своих детей, имеющих серьезные психоневрологические нарушения, коррекционно-педагогические услуги. Им очень трудно противостоять настойчивым рекомендациям психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) и сотрудников органов социальной защиты передать больного ребенка на попечение государства.

В Докладе отмечается, что право каждого ребенка воспитываться в семье закреплено в статье 54 Семейного кодекса Российской Федерации и распространяется на детей-инвалидов, лишенных попечения родителей. Для реализации этого права необходимо предпринимать меры к развитию различных форм альтернативного семейного устройства детей-инвалидов, в настоящее время воспитывающихся в интернатных учреждениях.

В Докладе Уполномоченного по правам человека отмечается, что особо остро стоит вопрос о нарушениях прав детей-инвалидов — воспитанников интернатных учреждений.

Приводятся данные, что в ходе проверок, проведенных специалистами, учеными, руководителями правозащитных объединений в течение 2005 года в домах-интернатах Московской, Смоленской, Тверской, Владимирской областей установлены факты использования труда воспитанников без оплаты, грубых нарушений права детей на неприкосновенность личности, защиту от физического и психологического насилия, жестокого обращения, от эксплуатации и применения методов, унижающих человеческое достоинство.

Особо тяжело положение детей, находящихся на «постоянном постельном режиме», а также детей, содержащихся в отделениях для «необучаемых». Они вообще лишены какого бы то ни было воспитания из-за отсутствия соответствующих ставок воспитателей. По данным Росстата, в 2004 году в детских домах-интернатах на «постоянном постельном режиме» находилось 17,2% детей (4 917 детей), а к категории «необучаемых» относилось 37% детей (10 461 детей).

Согласно данным Доклада в детских домах-интернатах нарушается право детей, нуждающихся по состоянию здоровья в медицинском уходе, на получение соответствующей медико-социальной помощи и медицинского ухода, которые должны оказываться специалистами, что предусмотрено частями 1 и 2 статьи 20 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан». В связи с тем, что ставки палатных медсестер не установлены, уход за детьми осуществляют санитарки-мойщицы или младшие медсестры, которые не являются специалистами, что противоречит постановлению Минтруда России от 27 августа 1997 года № 43 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации».

Проверки, проведенные аппаратом Уполномоченного по правам человека показали, что имеют место многочисленные факты, когда к детям «в дисциплинарных целях» применялись сильнодействующие психотропные препараты. В ходе проверок только в Тверской области было выявлено 11 случаев, когда подросткам старше 15 лет назначалось психотропное лечение без их письменного согласия, что нарушает требования статьи 11 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

В Докладе отмечается, что широко распространена практика неправомерного помещения детей в детские дома-интернаты фактически на пожизненное проживание, поскольку по достижении совершеннолетия их переводят в аналогичные интернаты для взрослых. Одна из причин этого явления, это использование устаревшей инструкции «О медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дома-интернаты», утвержденной в 1978 году и до сих пор еще не пересмотренной Минздравсоцразвитием России.

Вместе с этим администрации спецучреждений не выполняют требования статьи 43 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», согласно которым они обязаны не реже одного раза в год проводить освидетельствование больных с участием врача-психиатра с целью решения вопроса об их дальнейшем нахождении в учреждении. Формулировки диагнозов, указанные в заключениях психолого-медико-педогагических комиссий, во многих случаях не согласуются между собой и не соответствуют Международной статистической классификации болезней, травм и причин смерти (МКБ). К тому же врачи учреждений по-прежнему не всегда используют МКБ для установления и формулировки медицинских диагнозов, а также международную классификацию функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ) для описания социально-реабилитационных потребностей ребенка.

Значительная часть детей, проживающих в детских домах-интернатах, по достижении 14-летнего возраста ограничиваются в дееспособности в судебном порядке с нарушением действующего законодательства. Так, в нарушение части 1 статьи 284 ГПК РФ судебные заседания по поводу ограничения дееспособности проводятся в отсутствие детей, несмотря на то, что состояние здоровья и возраст многих из них позволяет им присутствовать в суде. Нарушается также часть 3 статьи 5 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В противоречии с ней судебные решения об ограничении дееспособности выносятся на основании лишь того, что несовершеннолетние страдают психическими заболеваниями и уже находятся в учреждениях социального обслуживания.

В домах-интернатах нарушается право детей на частную жизнь. Так, нередко дети и подростки не имеют личных вещей, в том числе одежды, отдельных тумбочек (шкафчиков) для их хранения. Пространство их жизнедеятельности крайне ограничено, помещения переполнены, дети не имеют возможности уединиться.

Дети, проживающие в детских домах-интернатах, полностью зависят от сотрудников учреждения и не защищены от произвола персонала. Так, в ходе проверок, проведенных в течение 2005 года, Уполномоченным выявлены нарушения прав детей, предусмотренных Конвенцией о правах ребенка и российским законодательством, в Московской, Смоленской, Тверской, Владимирской областях. В ходе проверок дети жаловались на применение по отношению к ним психологического и физического насилия со стороны некоторых воспитателей и санитарок. Их били, заставляли старших подростков раздеваться в присутствии других лиц, стоять на коленях.

Отмечается, что работа по установлению правового статуса детей и оформлению необходимых документов в некоторых детских специализированных учреждениях организована крайне неудовлетворительно, что приводит к нарушению жилищных и имущественных прав воспитанников. Одной из причин незащищенности детей в детских домах-интернатах является их закрытость, отсутствие внешнего контроля за соблюдением прав воспитанников.

О необходимости создания системы общественной инспекции в данной сфере неоднократно заявляли общественные правозащитные организации, эти предложения были поддержаны Комитетом ООН по правам ребенка и нашли свое отражение в его рекомендациях Правительству России 1999-го и 2005 года.

5.  Предложения по обеспечению прав детей-инвалидов

Основными причинами нарушения прав детей-инвалидов и их фактической дискриминации являются:

· ненадлежащее исполнение действующего российского законодательства государственными органами и должностными лицами;

· несовершенство законодательной и нормативной базы, регулирующей защиту прав детей (и детей-инвалидов в частности) в России;

· недостаточная с точки зрения поставленных целей финансовая поддержка как семей, в которых есть дети-инвалиды, так и организаций и учреждений, осуществляющих их обслуживание и поддержку;

· недостаточное понимание обществом и государством существа проблемы детской инвалидности и важности помощи этой категории российских граждан.

Для устранения указанных причин представляется необходимым:

· усиление прокурорского и общественного контроля за соблюдением прав детей-инвалидов;

· качественное улучшение судебной защиты их прав; изменение финансовой политики государства в направлении обеспечения возможно более полной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов;

· модернизация системы образования с целью обеспечения обучения и воспитания детей-инвалидов в общеобразовательных и специальных учреждениях по месту жительства, в условиях проживания в семье.

Законодательные меры:

1. Принять Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (в части обеспечения права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья), устанавливающий:

· право детей данной категории на получение коррекционной помощи в раннем детском возрасте;

· механизм создания специальных условий для обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе в общеобразовательных;

· расширение перечня специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в том числе включение в него воспитанников с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями эмоциональной сферы и поведения, со слепоглухотой, с другими сложными недостатками;

· обязанность бюджетов субъектов Российской Федерации финансировать дополнительные затраты, обусловленные особенностями обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе затраты на создание специальных условий для их обучения и воспитания в общих и специальных образовательных учреждениях, а также содержать обучающихся, воспитанников данной категории в образовательных учреждениях.

2. Внести в Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в Закон Российской Федерации «Об образовании» изменения и дополнения, предусматривающие:

· осуществление социального обслуживания обучающихся детей-инвалидов, нуждающихся в данных услугах, в образовательных учреждениях;

· финансирование из федерального бюджета расходов на воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях в части реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, включенных в «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду».

3. Принять федеральный закон, устанавливающий федеральный минимальный гарантированный уровень социальной защиты детей-инвалидов.

4. Внести в Семейный кодекс Российской Федерации изменения и дополнения, создающие правовые основы для устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в патронатные семьи, а также правовые основы для организации социального сопровождения (патроната) кровных и замещающих семей, в которых воспитываются дети-инвалиды.

5. Принять разработанный общественными организациями федеральный закон «Об общественном наблюдении за обеспечением прав и законных интересов воспитанников детских интернатных учреждений».

6. Усилить административную ответственность за нарушение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации в части обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов, в том числе для детей-инвалидов.

Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1. В типовые положения «О дошкольном образовательном учреждении», «Об общеобразовательном учреждении» и «Об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», внести изменения и дополнения, предусматривающие предоставление бесплатной коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в раннем возрасте, включая консультирование их семей, и создание условий для интегрированного образования.

2. Включить в «Федеральный гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации  от 30 декабря 2005 года № 2347р:

· мероприятия по социальной реабилитации, включающие «социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию»;

· мероприятия и услуги в части, касающейся образования детей-инвалидов раннего, дошкольного и школьного возраста;

· стандартизированные параметры для различных видов реабилитации детей-инвалидов — в соответствии с формой индивидуальной программы реабилитации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 ноября 2004 года № 287.

3. Разработать национальную программу по сохранению семейной среды для детей-инвалидов и по развитию альтернативных семейных форм устройства детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью постепенного сокращения количества детей-инвалидов, находящихся в интернатных учреждениях.

4. Утвердить Типовое положение «О психолого-медико-педагогической комиссии» с целью обеспечения прав детей-инвалидов на лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию, вытекающих из пункта 10 статьи 50 Закона Российской Федерации «Об образовании».

5. Расширить количество программ федеральных каналов телевидения, сопровождаемых сурдопереводом.

6. Поручить соответствующим министерствам и ведомствам разработать комплексные меры, обеспечивающие соблюдение прав детей-инвалидов на культурное, творческое и физическое развитие, а также определить механизм и сроки их реализации.

7. Разработать федеральную систему учета детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, содержащую характеристики каждого ребенка-инвалида и данные о его потребностях в различных видах реабилитации.

8. Провести реформирование детских интернатных специализированных учреждений по принципу небольших «семейных групп». Создать специальные коррекционные образовательные учреждения на базе детских домов-интернатов системы социальной защиты.

_____________________

_____________________

21 Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. N 832.

22 В том числе для:

умственно-отсталых – 1361 (162,3 тыс. чел.)

незрячих – 18 (2,4 тыс. чел.)

слабовидящих и поздно ослепших – 94 (10,8 тыс. чел.)

неслышащих – 87 (9,1 тыс. чел.)

слабослышащих и позднооглохших – 87 (9,9 тыс. чел.)

с нарушением опорно-двигательного аппарата – 77 (9 тыс. чел.)

с тяжелыми нарушениями речи – 67 (10,6 тыс. чел.)

с задержкой психического развития 131 (19,3 тыс. чел.)

23 Приказ Минобразования России от 12.11.2003 г. № 4206.

24 Так, в учреждениях начального профессионального образования в 2005 году обучалось 19,9 тыс. чел., более чем в 2 раза больше, чем их обучалось там в 1992 году (7,2 тыс. чел.).

25 Материалы Федерального агентства по образованию к парламентским слушаниям по теме: Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (о специальном образовании)» 22.04.2006г.

26 Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 23.06.2005 г. N 01-274/08-01

27 Дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях, на направления подготовки (специальности), включенные в эксперимент по введению ЕГЭ, сдают вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ на добровольной основе, в противном случае прием указанных лиц проводится по результатам вступительных испытаний, организуемых ссузами и вузами самостоятельно. Письмо Рособрнадзора от 06.03.2007 N 01-108/08-01.

28 В дайджесте, размещенном на сайте Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, приводится следующая ситуация, являющаяся характерной: В  районе компактного проживания слабовидящих людей и инвалидов по зрению г. Ижевска в 80-е годы был построен административный корпус. В нем разместилась Удмуртская республиканская библиотека для слепых, в комплекс которой входили студия звукозаписи, для  записи литературных и музыкальных произведений на русском и удмуртском языках, и помещение с  компьютерной техникой, позволяющей  незрячему человеку профессионально работать на компьютере и обучаться.

Вследствие роста платы за  аренду помещения библиотека вынуждена была переехать в другой район,  что сделало ее менее доступной для слабовидящих людей в условиях отсутствия на улицах города звуковых  маячков на дороге и звуковых сигналов у светофоров. Более того, разные адреса получили отделения библиотеки.

29 Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации, http://www.gks.ru/

Защита прав детей в Российской Федерации//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 7 (324), 2007