Сразу оговоримся, речь идёт не о всех инвалидах, а лишь о тех, которые страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, включенными в перечень, утверждённый постановлением правительства Российской Федерации от 16.06.2006 года № 378.
Как известно, эти люди имеют право на получение жилья вне очереди.
В силу прямого указания закона, предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо иную очередь. При этом данное право не зависит от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилья вне очереди, от времени принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
К сожалению, данная норма закона не всегда добровольно исполняется уполномоченными на то органами, в связи с чем возникает необходимость обращения в судебные органы с исковым заявлением. В случае соответствия всем установленным основаниям для получения жилья вне очереди, суды однозначно решают вопрос положительно — в пользу заявителя.
Однако часто возникает вопрос: на какой состав семьи должно быть предоставлено жилое помещение во внеочередном порядке — конкретному лицу, страдающему заболеванием, или же на всех членов его семьи?
Органы, исполняющие закон, а вслед за ними и суды склонны трактовать дело так — жилье во внеочередном порядке должно быть предоставлено только гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания. Такое толкование исходит из убеждения, что целью данного предоставления является не улучшение жилищных условий, а отселение в связи с невозможностью совместного проживания с ним других членов семьи.
Ну а если подойти к вопросу с другой точки зрения — а именно, что инвалид НЕ МОЖЕТ ПРОЖИВАТЬ БЕЗ ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ СВОИХ БЛИЗКИХ?
Именно такую логику применил, в частности Псковский областной суд в своем кассационном определении от 10 июня 2008 года.
Инвалиду В. вне очереди предоставили жилье, но без учёта членов семьи. При этом орган местного самоуправления заявлял, что никакого нарушения права нет, так как за остальными членами семьи, состоявшими на учете совместно с отселяемым гражданином, согласно статье 55 Жилищного кодекса РФ сохраняется право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилья по договорам социального найма или до выявления оснований снятия их с учета.
Однако и сам инвалид, и его родственники настаивали, что характер заболевания имеет настолько тяжелую форму, что у гражданина отсутствует какая-либо возможность для самостоятельного проживания и обслуживания собственных потребностей.
При этом Псковский областной суд сослался на то, что предоставление жилья только на гражданина, страдающего заболеванием, без учета членов его семьи противоречит принципу совместного проживания супругов, поощряемому государством и установленному нормами Конституции Российской Федерации и Семейного кодекса РФ.
Таким образом, как показывает судебная практика, попробовать добиться жилья с учётом иных членов семьи — можно.
В обращении в суд целесообразно ставить вопрос о необходимости предоставления жилья с учётом человека, который будет осуществлять постоянный уход за больным. Для этого необходимо представить заключение, выдаваемое лечебным учреждением, подтверждающее необходимость постоянного постороннего ухода за гражданином.
Аналогичное правило распространяется на предоставление жилья несовершеннолетнему ребенку, страдающему тяжелой формой хронического заболевания. В данном случае должен учитываться как минимум один из родителей, поскольку в соответствии со статьей 54 Семейного кодекса РФ, каждый ребенок имеет право на воспитание своими родителями.